Дорогие читатели и посетители моего блога!
Последние несколько недель вы активно обсуждаете вопросы взаимоотношений с инославием, т.е. с иными христианскими конфессиями – католиками и протестантами. В основном, с католиками. Комментариев много, но все они посвящены одной проблеме: должны ли мы с ними как-то общаться или нет, а если должны, то как?
Вы излагаете свои мнения, отстаиваете их, приводя в подтверждение высказывания святых Отцов. Кто-то, в пылу полемики и сознании собственной правоты даже принимает на себя роль учителя, дает другим настоятельные советы в духовной жизни. Здесь напомню: учить в семье могут и должны родители, в школе – учителя, в жизни – люди более знающие и опытные. В Православной церкви такое право и обязанность имеют только ее пастыри. Это утверждает и Сам Христос, говоря о пастыре и овцах (Ин. 10, 1-16) и Церковь в своем уставе. Потому не следует брать на себя бремена неудобоносимые, тем более, на блоге православного пастыря. Даже архипастыря. )
И все же, где нам получить ответы на свои вопросы? Конечно у Церкви. В трудах ее святых Отцов и Соборных решениях. К одному из таковых мы с вами и обратимся. Оно носит название: «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Но прежде – несколько пояснений. Прошлый век для русского православия был веком тяжелейших испытаний. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в одной из своих проповедей сказал: то, что христиане первых трех веков перенесли от своих языческих гонителей, нам пришлось пережить в веке двадцатом. Даже больше. И от своих соотечественников, русских людей. Была одна задача – выжить, сохраниться до того времени, когда Церковь вновь получит возможность благовествовать о Христе.
В конце прошлого столетия, когда в России рухнул безбожный режим, такая возможность появилась: Церковь вновь обрела свободу. Но к этому времени она представляла собой печальное зрелище. О.Андрей Кураев точно сравнивал ее с искалеченным, избитым до полусмерти человеком. Кроме того, коренным образом изменились внешние обстоятельства. Церкви пришлось искать и давать ответы на те вызовы, которых ранее просто не существовало. Один из них: как относиться к христианам иных конфессий, которые во многом изменились, стали во многом другими (возникло, к примеру, огромное количество сект, которых ранее не было)?
И такой ответ – точный и полный – был дан. Соборным разумом Церкви, на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Он называется, повторю, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» и составлен строго на основании Священного предания, т.е. творений святых Отцов и решений предыдущих соборов.
Ну а теперь, собственно к документу.
В нем, прежде всего – и это очень важно – Собор определяет, что такое Православная Церковь. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). (1.1). Ничего не изменилось в нашем восприятии Церкви. Она всегда – была, есть и будет – одна и та же, истинная Церковь Христова.
Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви») (1.2). То есть, никакой иной истинной Церкви нет и быть не может.
Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов) (1.6). Оживотворяется она Святым Духом, а создал ее Иисус Христос, который установил церковную иерархию: епископы – священники – диаконы – миряне. Первые две ступени – священноначалие, которое ведет свое преемство от Самого Христа через Его апостолов и потому
Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос ― Отцу, а пресвитерству ― как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (cв. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8) (1.9).
А такие отступления, отпадения были. Собор перечисляет основные из них, указывая точно, называя вещи своими именами: остальные конфессии отделились, уклонились от истины, а, значит, впали в заблуждение.
На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на протяжении веков. Наиболее существенные разделения первого тысячелетия, сохранившиеся до сего дня, произошли после неприятия частью христианских общин решений III и IV Вселенских Соборов, в результате в отделенном состоянии оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские Церкви ― Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в общении с Римским престолом. Возникали также отделения от единства с Поместными Православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью (1.13).
В результате чего возникают такие отпадения? В документе дан четкий и недвусмысленный ответ:
Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления (1.14).
Каково отношение Церкви к этому?
Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту: «К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не един ли у нас Бог и един Христос, и един Дух благодати, излиянный на нас, и едино звание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела, и до такого доходим безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены» (св. Климент Римский. Послание к коринфянам. 1. 46) (1.12).
Что делать нам, православным христианам, Православной Церкви в этих условиях? Самоизолироваться, прекратить всякое общение с инославными? Замкнуться в одиночестве, упиваясь своей истинностью, своим превосходством? Конечно нет: это не что иное, как путь в гордыню, в прелесть.
Тогда что? Какая цель стоит перед нами в этом отношении?
Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Вот слова Василия Великого: «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».
Собор указывает на какой основе следует восстанавливать такое единство: в лоне Православной Церкви. И только в ней.
подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми (2.3).
О каких «моделях» речь? Дело в том, что, как я уже говорил, за 70 наших безбожных лет, христиане запада – католики и протестанты – не стояли на месте. Они развивали свои учения, искали ответы на вызовы современного секулярного мира. В том числе искали пути и способы соединиться вновь, возродить единую Церковь первого тысячелетия.
Таких способов было придумано и предложено достаточно много. Все они основаны на тех или иных концепциях. В документе приводятся основные из них:
2.4 Да, исторические разделения существуют, но во второстепенном. В главном единство нарушено не было, оно лишь недостаточно проявляется; люди, будучи несовершенны, далеко не всегда могут увидеть его. Потому задача не в том, чтобы восстановить единство, которое было разрушено при отпадении, а суметь увидеть его, сохранившееся. При этом, конечно, все остаются «при своем» и со своим.
2.5 Теория ветвей исходит из 2.4. Дерево имеет разные ветви, но все они сходятся в один ствол. Так и у христиан: конфессии разные, но все имеют единую истинную основу, Единую Церковь.
2.6 Разные христианские конфессии существовали в разных исторических условиях. Это повлияло на их учение и их церковную жизнь, по слабости человеческой они допустили это. Как тогда восстановить единство? Пусть каждый уступит, пожертвует возникшими заблуждениями, и тем самым достигнем согласия.
2.8 Все разделения – просто недоразумения. Трагические, страшные, но все же недоразумения, возникшие по причине оскудения любви. Мы можем их преодолеть, если будем любить друг друга и научимся друг друга понимать. Разделения не могут быть сведены к человеческим страстям, эгоизму или тем более культурным, социальным или политическим обстоятельствам. Также неприемлемо утверждение, что Православную Церковь отличают от христианских сообществ, с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Нельзя сводить все разделения и разногласия к различным небогословским факторам.
2.9. Православная Церковь отвергает также тезис о том, что единство христианского мира можно восстановить только путем совместного христианского служения миру. Христианское единство не может быть восстановлено согласием по мирским вопросам, при котором христиане окажутся едины во второстепенном и по-прежнему будут расходиться в основном.
Ни одной из этих концепций Православная церковь не принимает, она свидетельствует ясно и четко: существующие деноменации не равны, не содержат всю полноту истины. И потому те, кто отпал (они указаны выше) не могут воссоединиться с Православием такими, какими являются сейчас. Это должно произойти только через осознание своих заблуждений, обращение и покаяние (2.7).
А до тех пор не может быть церковного общения: совместных молитв, совместных богослужений таинств и, тем более, совместной евхаристии (2,12).
Ну а тогда как Православная Церковь должна относиться к ним и строить с ними отношения? И вообще, нужны ли они?
Нужны. Ибо Церковь должна свидетельствовать о истине христовой. Апостолам, а через них и Своим пастырям Христос заповедал: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:19,20). История Церкви знает немало случаев ниспадения в ересь значительной части церковного народа. Но она знает также и то, что Церковь принципиально боролась с ересью, знает и опыт исцеления от ереси некогда заблудших, опыт покаяния и возвращения в лоно Церкви (1,19).
И потому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в Предании.
Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9).
Далее, нужно очень хорошо помнить, что, хоть спасение можно обрести только в Церкви православной, Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения (1.15).
Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия (1.17).
Потому недопустимо называть инославных сатанистами, навешивать на них другие подобные ярлыки. Если человек признает Святую Троицу, верит во Христа, поклоняется Ему, старается жить по Его заповедям, значит, он уже не сатанист.
Собор подробно объясняет, как это свидетельство может совершаться и совершается. Однако, о том можно прочесть в самом документе. Здесь же приведу важные слова: в отношении инославных «должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным при вековом разделении недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви как единой хранительницы Христова наследия и единого спасительного ковчега Божественной благодати… Задача наша по отношению к ним должна состоять … в том, чтобы, не полагая им лишних преград к единению неуместной нетерпимостью и подозрительностью… раскрыть им нашу веру и неизменное убеждение в том, что только наша восточная православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь вселенская, и тем на самом деле показать им, что они должны иметь в виду и на что решиться, если действительно верят в спасительность пребывания в Церкви и искренно желают единения с нею…» (4.1).
Это действительно, очень важно: что у нас на душе, когда пытаемся рассуждать о нас и о них? Сочувствие к заблудшим и желание помочь им или убежденность в своем превосходстве и их погибели? Если первое, будет польза и тем и другим, Богу содействующу. Если второе… гордыня никогда никого до добра не доводила. От чего да избавит нас Господь.
Итак:
- веру свою храним и свидетельствуем о ней где и как можем,
- совместных таинств и молитв не совершаем,
- а если появится возможность делать вместе добрые дела: помогать людям больным и престарелым, уберегать детей от разврата, укреплять семьи… ничтоже сумняшеся, станем делать это.
Друзья! Мы вступили в преддверие Великого поста. Пусть наша беседа укрепит нас в вере, усовершенствует в любви. И поможет преодолеть те духовные изъяны, которые мешают нам идти ко спасению.