День Рождества Христова причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: «Я возвещаю вам», – говорит Ангел вифлеемским пастухам, – «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы – мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией – Спасителем.
Ведомые новой звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда “над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…”
Празднование Рождества предваряется длительным постом – с 28 ноября по 6 января. Несмотря на пост, в эти дни все живут в предвкушении великого праздника, готовят подарки для своих близких. До революции в это время во многих семьях начинались репетиции домашних Рождественских спектаклей.
Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: “И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его” (Ис. II, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: “Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет он него – произрос Ты от Девы”.
Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).
6 января – Сочельник. В этот день пост самый строгий, но одновременно это и самый радостный из всех дней, предшествующих Рождеству – полный ожидания чуда. В Сочельник многие стараются побывать в храме, очистить свою душу исповедью, чтобы в Рождество приступить ко Святому Причастию.
Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января – ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Ночь избрана для праздничной службы не случайно – ведь именно ночью, когда спал весь Вифлеем, родился в пещере в тишине и безвестности Богомладенец Христос, и Ангелы воспели Ему хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир!». С тех пор каждый год люди приходят в храм ночью, чтобы вместе с Ангелами вновь радоваться о Рождении Христа.
Духовной радостью наполнен и весь следующий день; его проводят вместе с близкими, в теплом общении.
С 7 января до Крещения (19 января) – Святки. Эти дни традиционно были временем, когда люди стремились поделиться своей радостью друг с другом: ходили в гости, устраивали званые вечера, творили дела милосердия.