Лекция 3 в музыкальной школе №2

IMG_5877
Сначала самонадеяние, надежда на себя; затем смирение. Какова цель, — такова и наша жизнь. Но нам дана сила для будущего.
Тоника начальная и конечная. Энергия побочной партии катарсическая. Неземная радость в произведении обозначается игрой октавами – начальные ноты 1-й и 2-й октав символизируют небо и землю. Такие широкие скачки – радость полноты. Побочная партия молитвенная, заключительная – окрыленная. Экспозиция в произведении – задача для будущего восприятия. Ее суть в том, чтобы мы преобразились, как пишет А. С. Пушкин: «Есть упоение в бою». У Чайковского – отхождение от интонации далее и далее; сначала разработка в мажоре, затем замирание в ожидании чуда. «Саспенс» — неопределенность.
Блаженный Августин говорит: «Ничто не может наполнить пустоту души, кроме Бога».
В 5-й Симфонии Чайковского весовая игра на фортепиано (человек на расстоянии от инструмента – 15 см). Рука пианиста высоко – играет от сердца. Л. В. Бетховен писал: «Каждая моя нота ниспослана Всевышним».
Во дворцах эмигрантов Сергей Жаров возглавлял хор донских казаков, в котором есть сильные и слабые доли – закон преобладания арсиса. «Арсис» — подъем; «тейсис» — опускание. Метр воспринимается центром тяжести и кажется очень живым – это энергия подъема. С одной стороны мы тяготеем к земле, с другой – душа тянется к Богу. Действие музыки очень сильное – поднимает цивилизацию. У Прокофьева в произведениях совсем отсутствует уныние.
И. С. Бах диктовал своему ученику: «Последняя цель музыки – служение славе Божией и поднятие духа… Там, где это не принимается во внимание – дьявольская болтовня и шум». Слух гения всегда обращен к Небу. Святые теоретики выше музыкантов.
Д. В. Яровой рассказывает: «делается утолщение в виде буквы «Z» и скрипка звучит совсем по-другому». Композиторы Чайковский и Моцарт записывали ноты прямо на своих манжетах.
Форма Сонаты №106 Л. В. Бетховена построена на побочных партиях. Состоит из 5-ти частей: патетическое вступление, хорал (молитва), фигурация (подъем), побочная партия и повторение. Суть сонатной формы – преображение души.
Тема первого концерта Чайковского – гимническая (победа после испытания; речь Бога к нам). Прокофьев написал его в той же самой тональности. Это необыкновенная мелодия на гребне звучащих волн. Ее можно сравнить с Моисеем, ведущим за собой народ, который создан для гимнической жизни. Первая часть – действенная (грань); вторая – молитвенная (сугубое созерцание); третья – финал (человек соборный). Чайковский для начальной формы взял мелодию «Заклички весны». Ее можно повторять бесконечно, т. к. интонация в ней вопросительная, незавершенная. Мысль композитора – в пределах Вселенной: а)форте (громко) б) момент свободы – дыхание (пропадают слова) в)последний каскад – энергия подхватывает и еще, и еще раз. Призыв Бога начинается с литавра; затем псалмодия (разбрасывание камней) и подготовка к кульминации. В Божиих энергиях музыки растет крепость бытия: в первой части – песнь торжествующей любви, в последней – торжество энергии.
Н. А. Римский- Корсаков написал концерт, который никто не исполняет, потому что там нет движения вперед. Музыка преподносимая, когда люди сидят в креслах.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *