В XIX веке изобретена «Ауитичная теория» — теория исторических фигур. Л. В. Бетховен делает вступление. Этот эффектпришел из барокко. Присутствует аккорд «ужаса». Каждый момент в произведении строится по духовным вертикалям. У Бетховена – патетические сонаты; у Гайдна – пасторальные. Их формы выстроены на Божественных энергиях, которые притягивают нас к себе. Главная партия от человеческой природы – воля (умение человека принимать нечто высшее, воспринимать откровение).
Катарсическая энергия от слова «катарсис» — очищение. Имя Екатерина переводится как вечно чистая. «Фотисмос» — сердечное просвещение. Имя «Фотиния» — светлая. В произведении побочная партия легкая, порхающая, в конце его – связующая партия (энтузиастическая энергия – вдохновение, изменение воли).
В наше время – жажда наживы: «Устами чтут Меня, но сердце их далеко от Меня», — говорит Господь. Мы говорим уже на испорченном языке…
Один из святых – Косма Италийский 18 лет жил на св. горе Афон; видел распад Греческого народа. Тогда греки, которые уходили в мусульманство – говорили на албанском, которые в католичество – на западных языках. У них процветало воровство. Но св. Косма научил греков их родному языку, научил их отдавать. Сохранились его пророчества, в которых он говорил, что повозки будут ездить сами по себе (это современный автомобиль); что люди будут жить в бараках (это многоэтажные дома)… Так же св. Косма попросил греков смотреть на старый дуб 120 лет, — когда его рана на коре зарастет, с помощью России Греция освободится.
К музыке П. И. Чайковского уместны отрывки из стихов А. С. Пушкина: «Есть упоение в бою», или «Печаль моя светла». Мелодия произведения рвется к небесам все выше и выше, воля парящая. Есть краткое, но очень мощное вступление, в котором нас поднимает и бросает, а сверху – хорал (молитва) теплая и с большей любовью.
Пианисты знают преображение чувств. Это особенно проявляется в «Скерцо» Рахманинова и в «Утро» Грига. Шостакович писал: «Самая радостная – трагическая музыка». В 5-й Симфонии Бетховена есть ощущение, что наблюдает чей-то пристальный взгляд, появляется страх. В произведении «Утро» присутствует душевный, телесный и духовный покой (здесь плавный переход из минора в мажор) при исполнительском средстве – гармонии. Каждая краска утра окрашивается звуками по-своему.
В «Лунной» сонате Бетховена – восхищение звуком. Это чисто религиозное произведение.