1 июля празднуется Боголюбская, а 6 июля Владимирская иконы Божией Матери. Это древнейшие иконы России. Накануне этих праздников мне случилось побывать в местах, связанных с этими святынями. Вот уже который раз бываю на древней Владимирской земле и невольно задумываюсь: осознаю ли до конца значимость этих святынь для России.
Пресвятая Богородица некогда избрала Русскую землю, взяла ее под Свой покров. Множество происходит чудотворений и помощи от благодатных Ее икон. Избранные угодники Божии удостаивались Ее посещения. Но было ведь когда-то и первое явление…
Когда Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, князь Андрей получил в удел Вышгород под Киевом. Он часто молился перед древней иконой Богородицы, написанной евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы на доске, где, по преданию, вкушали Спаситель и Пречистая Матерь. По знамению чудотворной иконы Божией Матери в 1155 году князь, тайно переселяясь в Суздальское княжество, взял с собой чудотворный образ Богородицы. В семи верстах от Владимира лошади остановились и не могли тронуться с места, Князь Андрей долго со слезами молился перед чтимым образом. И ему явилась Богородица со свитком в правой руке и повелела образ Ее поставить во Владимире. А на сем месте Ее чудесного явления построить Храм и святую обитель. Благоверный князь все в точности исполнил и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, князь Андрей назвал Боголюбовым, потому, что по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбским.
Князь Андрей попросил иконописца изобразить образ явившейся Богородицы. Этот образ называется Боголюбская икона Божией Матери.
Он построил Успенский Собор и поставил там икону, принесенную из Выжгорода, которая стала называться Владимирской. С этого времени, по убеждению князя Андрея Боголюбского, благодать Божия сошла на город Владимир, который стал столицей северо-восточной Руси, а затем и всей Земли Русской.
По дороге в Свято-Троице-Сергиеву Лавру делаем остановку в Древнерусском городе Владимире. По Соборной площади проходим в Успенский Собор. Слева перед алтарем почивают мощи святого князя. Удивительно то, что князь Андрей Боголюбский первый удостоился посещения Богородицы. Какими духовными сокровищами, добродетелями, верой надо обладать, чтобы сподобиться такого посещения!
Прикладываемся к мощам, просим его благодатной помощи.
Явление Богородицы определило весь дальнейший ход русской истории. Богородица выбрала Владимиро-Суздальскую Русь. Князь Андрей, будучи избранником Ее являлся первым некоронованным царем, а Боголюбово стало колыбелью самодержавия. Из Боголюбова он руководил всей Северной Русью. Князь начинает здесь объединять земли вокруг Владимира. Отсюда началась слава древнего Владимиро – Суздальского княжества. Боголюбово — одна из старейших обителей православной России. После кончины князя обитель несколько раз преодолевала разорения и ограбления, но продолжала существовать.
В Боголюбове бывали и молились святой князь Александр Невский, после смерти сюда было привезено его честное тело. Святитель московский митрополит Петр совершал здесь богослужения. Здесь был святитель митрополит Алексий, чуть позже тут подвизался суздальский епископ Иоанн, о иконописец Андрей Рублев, расписывая Успенский собор, часто бывал в Боголюбово. Приезжали на богомолье патриархи всея Руси. Минин и Пожарский, генералиссимус Суворов тоже значатся в списках почетных богомольцах монастыря. Сюда приезжал царь Иоанн 4, здесь останавливался царь Феодор Алексеевич. В обители побывал царь Петр 1. Здесь были Павел 1, Александр 1, Александр 2 и многочисленные великие князья. В обители был и последний русский царь Николай 2 с августейшим семейством. Царь с благоговением созерцал нишу под лестницей с темными пятнами крови. Также как и первый, последний царь и его близкие будут злодейски убиты 17 июля. Тысячи паломников приезжают и сейчас на поклонение святыни.
На месте древней иконы в Успенском Соборе находится чудотворный список с нее. В 1395 году при князе Василии Дмитриевиче древняя святыня была перенесена из Владимира в Москву. Она спасла город от полчищ Тамерлана. Народ коленопреклонно со слезами взывал: «Матерь Божия! Спаси Землю русскую». И Царица Небесная услышала. Летописцы засвидетельствовали, что в тот самый день и час, когда жители встретили икону Богоматери, Тамерлан оставил свое намерение идти на Москву. Впервые приложиться к этой святыне получилось как раз в то время, когда писала в дипломной работе «Святые жены Руси» о Евдокии Московской – матери князя Василия Дмитриевича.
6 июля установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери в память спасения Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году. Несколько месяцев длилось противостояние двух войск, после чего по предстательству Пресвятой Богородицы, которой непрестанно молились перед Ее чудотворным образом, совершилось дивное избавление Отечества: татары, увидев непонятные им передвижения у русских, чего-то испугались и побежали. Это стало концом татаро-монгольского ига на Руси.
К древней святыне случилось приложиться перед вылетом на Дальний Восток. Она находится в Храме святителя Николая при Третьяковской Галерее. Вспоминаю по дороге, что в понедельник Третьяковка не работает, и Храм закрыт, но продолжаю идти к иконе. Удивительным образом меня пропустили. Интересно то, что впервые на Дальний Восток отправлялась из Москвы в День памяти этой святыни, и тоже получилось приложиться к ней, попросить благословения.
Два года назад в строящийся Храм в честь св. праведного воина Феодора Ушакова г. Советская Гавань, настоятелем которого является благочинный Восточного округа игумен Савватий, приезжал владыка и подарил большую икону Владимирской Божией Матери.
Удивительную связь (святыни – исторические события — великие русские люди, святые) и чудесное предстательство Божией матери можно наблюдать, соприкасаясь со святынями Древней Руси.
Аверина Н. Г. — прихожанка Храма в честь св. праведного воина Феодора Ушакова.