15 июля по приглашению культорганизатора Я. Спиридоновой пришли благочинный Восточного округа игумен Савватий и Аверина Е., регент храма св. Феодора Ушакова на беседу об апостолах Петре и Павле, которые рассказали сначала о св. апостоле Петре, самом пылком, всегда горячем, а иногда и малодушном. Ведь он просил Господа придти к Нему по волнам моря и засомневался, понадеялся на себя и стал тонуть, сказав: «Господи спаси меня!», и Спаситель подал ему руку. Также произошло и при отречении апостола. Вначале он говорил Господу, что готов идти с Ним даже на смерть; но при пении петуха сказал, что не знает этого Человека. А затем все свою дальнейшую жизнь он вспоминал этот свой грех и оплакивал его при каждом пении петуха, так что глаза его были красные и болели от слез. Он считал себя недостойным умереть так, как Иисус Христос и был распят вниз головой. Об апостоле Павле не менее интересная история. В молодости своей его имя было Савл и он гнал христиан. И вдруг на пути в г. Дамаск его осиял сильный свет. Савл упал с коня на колени и услышал говорившего ему: «Савл, что ты гонишь меня?» — «Кто Ты, Господи?», — спросил с свою очередь Савл. И был ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп от сильного света; затем был крещен апостолом Ананией и получил зрение, не только телесное, но и духовное, а также новое имя — Павел. Апостол Павел был очень грамотным, знал несколько языков, и написал 14 посланий. Как сам он пишет о себе, в своей жизни он испытывал «беды от разбойников, от властей, беды в море, напасти от лжебратии; сорок ударов по спине, сутки в морской пучине, сильно страдал от голода и холода, был в темнице и т. д. Но распятым на кресте он не был, как некоторые из апостолов, а был усечен мечем как римский гражданин. Все это очень заинтересовало немолодых уже слушательниц. Но рассказчики донесли до них не только повествование о жизни св. апостолов, чудесах, совершаемых ими Именем Господа Иисуса Христа, страданиях, мученической их смерти; но об их последователях и жизни древнехристианской Церкви. Гости поведали и о св. семи отроках Ефесских, и о значении иконы в храме. Особенное внимание было уделено Евангелию и тем, кто его написал. Одна из собеседниц отметила, что перед тем, как читать Евангелие и нужно было услышать о св. евангелистах — Иоанне, Луке, Марке и Матфее. Батюшка ответил ей, что самым простым и доступным для нас является Евангелие от Марка. Слушая рассказчиков, присутствующие задавали немало интересующих их вопросов. На вопрос, почему в древности было разрешено многоженство, о. Савватий процитировал о немолодой жене прор. Мухаммеда, какое она на него оказала сильное влияние; и как после ее смерти у него было множество жен, самой младшей из которых стала девочка 9 лет. Также, стали спрашивать о правах женщины того времени; о воскресении мертвых, о значении тропаря, кондака и икоса в богослужении, об иконах, о том, как исповедоваться (как часто это делать) и др. Батюшка много говорил собравшимся о важности субботней и воскресной служб; о том, какое влияние их на духовное состояние человека. Ведь, если часто присутствовать на вечернем и утреннем богослужении, можно очень много почерпнуть для себя, овладеть церковно-славянским языком и все понимать. В наше время очень многие жалуются, что службы плохо понятны. А часто ли они бывают в храме? О. Савватий пригласил женщин в субботу на заупокойную литию и в воскресенье помолиться о здравии на молебен с акафистом Божией Матери, раздав каждой по книге «Евангелие».
Е. Палехская, регент храма св. прав. Воина Феодора Ушакова. Фото автора.