На написание поста меня натолкнуло сообщение в блоге: «… очень было бы интересно услышать ваш комментарий о «реформах образования», в частности о заявлении ученого совета филологического факультета МГУ «О реформе образования, ее итогах и перспективах». (http://www.pravmir.ru/o-reforme-obrazovaniya-ee-itogax-i-perspektivax-zayavlenie-uchenogo-soveta-filologicheskogo-fakulteta-mgu/) В связи с последними изменениями…, корректируете вы для своих деток программу занятий?»
Прочитала статью по ссылке и очень мне понравилась одна формулировка, прямо таки не в бровь, а в глаз. Цитирую: «Неспособность внятно формулировать мысли – внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а значит, и оказать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство».
Политикой предоставления права на всеобщее бесплатное образование государство в советские годы ставило конкретные задачи. Одна из них — формирование мировоззрения советского человека. Родители выполняли обеспечительную функцию: накормить, одеть, обуть. Сейчас стандарты поменялись — рынок. Обществу нужны потребители товаров и услуг, воспитанием молодых граждан занимаются государственные институты: детские сады, школы, а родители выполняют всю ту же обеспечительную функцию.
А если родители хотят выполнять свою прямую обязанность? А если родители многодетные?
До революции все было просто: крестьяне пахали землю, обучая детей конкретным хозяйственным навыкам — по поводу образовательных стандартов никто не беспокоился. В дворянских семьях образованием детей занималась мать, кто-то модничал и имел в качестве учителя «француза», «немца» или «англичанина», само-собой, что хозяйственную нагрузку несли мамки-няньки и другой обслуживающий персонал. Про городских служащих. Из классической литературы вспоминаются случаи, когда в семье один-три ребенка и кухарка, непременно. Городские служащие многодетными не были. Что же мы? Хотим быть многодетными, работать как наемные работники, а детям дать дворянское образование. «Драм- кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…», — это Барто Агния Львовна.
Пока есть маленький ребенок на руках, какая то сторона жизни будет «хромать»: либо быт, либо образование. В сознании обывателя дети из многодетной семьи такими и должны быть, либо неухоженными, либо необразованными. И не безосновательно.
По поводу реформы образования, процессы идут, это несомненно, но пока будут меняться стандарты ( хоть в ту, хоть другую сторону), нам нельзя ждать. Наши дети растут, и воспитывать их надо сейчас, сейчас они должны обучаться, и обучаться качественно.
Семейная форма дает для этого большие возможности. Мы свободны в выборе учебных программ для занятий с детьми и уделяем особое внимание развитию культуры мышления, независимости суждений, умению грамотно излагать свои мысли.
Очень «жизнерадостная», «бодрая» статья получилась, особенно в связи с недавним чествованием матерей по случаю Дня матери.
9 комментариев на «Некоторые мысли об образовании, образованности и многодетности»