Пришло ко мне наконец-таки осознание, почему меня привлекает семейное обучение. С того момента, как Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ вступил в силу, обучающиеся в форме семейного образования проходят промежуточную аттестацию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а не по программе школы к которой они прикреплены. А это открывает простор для творчества родителей, обеспечивая возможность свободно планировать обучение детей в семье. Как это происходит на деле? Открываем ФГОС, например для начального общего образования (1-4 классы):
Или для основного общего (5-9 классы):
В моем случае и то, и другое:
И планируем!!! А планирование, как известно — одна из функций управления. А управление, как известно — это моя основная специальность по диплому о высшем образовании.
Стандартом определен результат, тот объем знаний, который ребенок должен получить на выходе, его навыки и умения, его компетенция. Если цель ясна, то с задачами определиться несложно. А на основании их составить учебный план на каждый год обучения по каждому предмету. Такой план предоставляем в школу, администрация школы видит, чем мы планируем ежегодно заниматься и, в соответствии с этим, проводит для нас ежегодную аттестацию.
И вот тут начинается самое интересно! Я не учитель, педагогического образования не имею. Я процессами управлять люблю. Ведь история педагогики — это не только история образовательных институтов, это, прежде всего, история отношений становящейся личности и ее наставника. И для меня важно, чтобы мои дети умели самостоятельно определять цели обучения и пути достижения этих целей, умели соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности. Моя задача как раз в том, чтобы помочь детям развить познавательную самостоятельность, помочь выстроить их собственную образовательную стратегию.
Например, в курсе обществознания в пятом классе планируем изучение следующих вопросов: Человек, его отличие от животного, возрастные особенности развития, отличие подростка от взрослого. Семья: семейное хозяйство, досуг семьи. Ступени школьного образования, организация обучения, отношения с друзьями. Труд в жизни человека, товары и услуги, творчество, благотворительность. Патриотизм, гражданство, Государственные символы РФ, многонациональный состав России.
В курсе Всеобщей истории: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Интересно, кстати было в (утвержденном, одобренном и т.д) учебнике Ф.А.Михайловского в разделе о Древнем Риме обнаружить портрет греческой поэтессы Сапфо (той самой с острова Лесбос).
Итак, определяем в какое время учебного года ребенок будет заниматься этим предметом, сколько времени он планирует потратить на его изучение, какими ресурсами планирует пользоваться (энциклопедии, справочники, учебники, интернет, кто будет экспертом), какие продукты могут быть на выходе (презентации, фотопроекты, альбомы, т.д.). Цели обучения мы никогда не устанавливаем без согласования с ребенком, а важным моментом в мотивации является выяснение его индивидуальных потребностей, исходных ожиданий от предмета.
Что касается непосредственно процесса обучения, то дети у нас «устные» предметы изучают погружением. Т.е., мы не растягиваем каждый предмет на целый год по параграфу в неделю. Дисциплина состоит из смысловых частей, объединенных несколькими темами. Такой блок изучается в течение дня, для чего используются различные ресурсы. Есть план на неделю, и ребенок, учитывая расписание своих секций, кружков, студий, сам решает, чем ему заниматься ежедневно. Изучая предмет, дети формируют словарь терминов (новых понятий), вопросы, на которые не нашлось сразу ответа, выписываются. Это очень важно! Ребенок не укладывается в график, ищем причины этому. Рефлексия должна быть на каждом этапе (в момент определения цели изучения курса, рассмотрения содержания предмета, путей реализации цели в учебном процессе, на этапе достижения результатов), а так же относительно моей роли и роли ребенка в процессе обучения и способа организации обучения. Координация процесса обучения происходит за счет особенностей темпа усвоения конкретного предмета, на сколько ребенок хочет и готов дополнительно углубиться в содержание, неучтенные моменты, касающиеся особенностей предмета, ну и понятно, жизненные обстоятельства тоже вносят свою коррективу. В какой форме и с какой периодичностью будет проходить промежуточный контроль (проверка усвоения материала) зависит от самого предмета и плана его изучения.
Таким образом, все пять функций управления в действии: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Это все относительно задаваемых мне вопросов, сколько уроков у ребенка в день и по сколько минут, со скольки до скольки мы занимаемся, сколько длится перемена, сколько времени у меня уходит на подготовку к преподаванию предмета и т.п. Как говорит мой старший сын, не смогу я полдня сидеть на одном месте, я люблю думать, когда хожу.
7 комментариев на «Я тьютор для своих детей»