История креста.

Во время последней поездки  в национальный посёлок Арка, меня пригласили в этнический музей. Там находится крест, доставленный сюда из «соседнего» посёлка (100 км. от Арки вглубь материка) под названием Кетанда. Как и в Арке, там тоже был храм, пока не ясно, но возможно это была часовня. Так же, как и на Арке, она была разрушена богоборцами в тридцатые годы. Судьба этого посёлка, где было развито даже кузнечное (!) дело, печальна — на Кетанде теперь не живёт ни одной души… Охотники и рыбаки, да оленеводы здесь, правда, гости частые. Вот такой вот крест был ими найден и доставлен за сто км. в аркинский музей для сохранения.

Кто-то из кузнецов-эвенов трудился над этим крестом, вложил в него весь свой талант кузнечный, а кто-то спустя некоторое время уже сбивает его с макушки храма. Время идёт, оно оставляет следы веры в прошлом всё дальше и дальше…так бы и продолжалось, если бы уже другой эвен не нашёл его, и не поднял из-под обломков, и не доставил в Арку, где кресту этому отвели почётное место. Мне хочется добавить до всего этого слово «бережно»: бережно его кто-то делал, раздувал печь, бережно доставал… очищал от земли, бережно доставлял, для скольких же людей он, оказывается дорог, если его и сегодня берегут….

Рядом с крестом в этом же музее машинописное исследование об истории охотских окраин (оставим фамилию местного автора безвестной). В ней несколько строк и о роли Церкви: пара слов о свт. Иннокентии, два-три слова о священнике Попове: они переводили, проповедовали, крестили, «…но, — подытоживает автор, — их миссия в этом крае осталась безуспешной». Книжка советская умалчивает о том, как разрушались храмы, и о других методах искоренения веры, в одном абзаце, отведённом вере, просто сказано о безуспешности православия в этих землях… а как же крест, чем его объяснить?

Дальше не сильно громко:

По-моему, одного этого, собственными руками сделанного и, значит, всё-таки, нужного креста достаточно, чтобы опровергнуть это «исследование».

По-моему, одного этого креста,  найденного, поднятого, доставленного эвеном в музей достаточно, чтобы не напрасными увидеть труды всех, кто трудился на этой далёкой ниве Христовой.

До тех пор, пока есть люди, которые не позволяют святыни лежать в земле, в пору говорить о успехе проповеди и приведённых в этой книге пастырей, и забытых по множеству их, имена же их Ты, Господи, веси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.