Чёрны горы. Путевые записки паломника в Черногорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каньон  реки  Морача

Вот уже прошло больше трех месяцев, как мне впервые посчастливилось побывать в удивительно красивом уголке Европы, но только сейчас смогла я собрать воедино то огромное количество впечатлений, что наполнили душу за недолгие 8 дней, проведённых в Черногории. Никак не могла я решить, чем поделиться с вами, дорогие братья и сестры, читающие сейчас эту заметку. Всё казалось важным, каждая фотография – дорогой, и как передать словами то, что можно только увидеть и почувствовать самому. Что ж, примите этот небольшой рассказ и может вам тоже захочется  туда поехать.

Об этой поездке думалось уже в течение нескольких лет, но то одно, то другое обстоятельство жизни, включая и финансовую сторону, мешали её осуществить. Надо сказать, что поездка в Черногорию обошлась значительно дешевле, чем в другие европейские страны или в Израиль. Да и всегда, когда речь идёт о посещении святых мест, возникает множество искушений, как бы проверяя силу твоего желания и веру. Но вот все препятствия позади, в руках билеты, страховки, карта Черногории… Я лечу в отпуск!

От Москвы до Черногории лететь около 3 часов и вот, заняв своё место у иллюминатора, начинаю ждать встречи с такой незнакомой, и в то же время такой уже известной мне по статьям и фотографиям страной. Под крылом самолёта показывается краешек Адриатического моря и – чёрные горы, горы, горы…

Монтенегро (черная гора) или по-сербски «Црна гора»,  находится в юго-восточной Европе, на адриатическом побережье Балканского полуострова и граничит с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Албанией. По сравнению с масштабами нашего края (787,6 тыс. км2) , Черногория, занимающая 13,8 км2, является просто крохой. Всё ее население ненамного превышает население Хабаровска. Тем не менее, природа здесь впечатляет своим разнообразием и красотой: неприступные скалы и уютные зеленые долины, теплое море и холодные горные реки, прорезавшие землю глубокими каньонами.

Большинство из нашей паломнической группы, в которую входили москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, увидели здесь впервые в жизни как растут киви и как выглядят смоквы, о которых упоминает Евангелие (наш такой знакомый инжир).

Как рассказывал наш гид, в Черногории в марте можно в один и тот же день сначала искупаться в море (что такое для дальневосточника температура воды 18-20  оС!), а потом покататься на лыжах по горным склонам.

Не знаю точно (история об этом умалчивает), отчего страну стали называть «черная гора», по этому поводу есть несколько мнений. Могу только сказать, что сколько ни фотографировала я там, всегда на фотографиях горы на расстоянии казались окутанными дымкой или туманом, хотя никаких пожаров уже не было, и, действительно, чёрными, хотя вблизи они оказываются серыми (из базальтовых пород) и часто покрыты растительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что поразило прежде всего, так это прозрачнейшая вода в море – на дне, выстланном мелкой галькой, было видно каждый камешек. Говорят, что прозрачность воды здесь  достигает 35 метров и более. После нашего грязно-мутного Амура невозможно было оторваться от такой красоты, и рука сама потянулась к фотоаппарату.

В паломнических поездках часто происходят маленькие чудеса, надо только уметь их увидеть. Разве не чудо, что  наши апартаменты (здесь так называют  маленькие гостиницы)  располагались на улице, которая вела к храму. Вернее даже не к храму, а к целому монастырю Подмайне, хотя об этом мы узнали уже позже, когда начали немного ориентироваться на местности. В этом монастыре мы побывали в первый же день нашей поездки, приехав туда на автобусе, и сразу попали на Божественную Литургию.

В тот день, 30 сентября, праздновалась память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.   Было воскресенье, небольшой монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы был полон молящихся, так что часть людей  стояла  на улице у открытых дверей и окон. И вот именно здесь мы почувствовали себя членами Единой Вселенской Апостольской Церкви. Здесь уже не было русских, черногорцев, сербов, а были просто православные христиане, братья и сестры во Христе. Весь храм пел, абсолютно весь! Ектении, Херувимскую, Милость мира, «Достойно есть…», не говоря уже о Символе веры и молитве Отче наш, которые и у нас принято петь всем вместе. Местные пели на своём языке, мы на своём и наша общая соборная молитва летела к Богу. Кстати, в Сербской Православной Церкви, частью которой является Черногорская митрополия, принято «Верую…» не петь, а читать хором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь  Подмайне

Настоятель монастыря о. Рафаил говорил проповедь дважды, после чтения  Евангелия и перед самым Причастием, стоя с Чашей в руках.  Говорил он очень вдохновенно о том, насколько духовное важнее телесного в жизни человека, а также о том, с каким страхом и благоговением следует относиться к Св.Причастию. К сожалению, несмотря на наши усилия, из-за незнания языка многого из сказанного мы так и не поняли, но основной смысл всё равно можно было уяснить. Вообще, о. Рафаил очень известен в Черногории как хороший проповедник и как переводчик с русского творений святых отцов, в частности, св. Игнатия Бренчанинова. Когда нам дали немного свободного времени, чтобы подать записки для поминовения и купить подарки в церковной лавке, мы увидели много книг знакомых русских духовных писателей, переведенных на сербский язык, и среди них – книгу св. Иннокентия Московского «Указание пути ко спасению».

Тихий уютный монастырь понравился всей нашей группе, и захотелось вернуться сюда ещё не раз. В монастыре есть паломническая гостиница, отсюда организуют поездки по монастырям Черногории. Подмайне является и просветительским центром – регулярно здесь проводятся встречи с духовенством, беседы на самые различные духовные темы. В Подмайне, достаточно много монахов – около 10. Во многих других монастырях, которых в Черногории множество ( на карте указано 60 монастырей, в большинстве — в прибрежной части страны),  монахов от 2-3 до 5 человек. Единственный самый крупный монастырь в Черногории – это Цетинский, в котором подвизается более 20 монахов и там же находится резиденция черногорского митрополита, прежде пребывавшая в монастыре Подмайне. Во время разрушительного землетрясения, бывшего в Черногории в 1979 году, многие монастыри пострадали, часть храмов была разрушена и их пришлось восстанавливать.

Следующим очень ярким для нас событием было посещение монастыря Острог, расположенного высоко в горах. Собственно говоря, монастырь Острог состоит из двух монастырей – верхнего, пещерного, основанного в первой половине XVII века  и нижнего, построенного в начале XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхний Острог

Дорога к монастырю Острог овеяна легендами и чрезвычайно опасна. Чтобы добраться до нижнего монастыря, надо проехать достаточно долго по горному серпантину, представляющему собой однополосную дорогу, которая идёт над глубокой пропастью и не имеет никаких ограждений. Только в нескольких местах есть небольшие площадки, благодаря которым могут разъехаться встречные машины.  Несмотря на это, ни одной аварии здесь не помнят. Ехать, действительно, страшновато. Но поскольку когда мы ехали в монастырь с нашей стороны были скалы, то оценить «экстрим» мы могли только по периодическим вскрикиваниям «ой-ой-ой», раздававшимся с противоположной стороны. Когда же мы ехали обратно, то за молитвы святителя Василий Острожского дорога уже не казалась такой страшной и опасной, хотя на видео запечатлеть такую исключительную дорогу мы всё-таки постарались.

От нижнего монастыря с храмом во имя Святой Троицы у сербов и черногорцев принято идти к верхнему монастырю пешком по тропинке, проложенной по горе. Дорога очень крутая, её каменные ступеньки чрезвычайно скользкие, так как отшлифованы множеством ног паломников, поток которых не прекращается сотни лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идут молодые и старые, с маленькими детьми на руках и с тростью, кто-то ползёт на коленях. Почитание святителя Василия Острожского, основавшего этот монастырь и мощи которого находятся в пещерной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, сравнимо с почитанием на Руси преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Известно множество случаев молитвенной помощи св. Василия Острожского в трудных жизненных обстоятельствах, особенно молодым людям, бедствующим в бурном житейском море, заблудившимся, потерявшим нравственные ориентиры, а также в тяжёлых неизлечимых болезнях и бездетным супругам. Описано немало случаев, когда людей приносили в монастырь на руках или они сами ползком добирались до верху, а назад уходили на своих ногах, благодаря Бога и Его святого угодника Василия. Мы тоже постарались пройти пешком – кто-то до монастыря и обратно, кто-то только вниз, насколько было сил.

Верхний монастырь внешне выглядит очень необычно, белоснежной «птицей» выделяясь на фоне скалы, а с площадки у верхнего монастыря открывается удивительный по красоте вид, так что дух захватывает, и никакая видеосъемка всё равно передать этой красоты не сможет.

В монастыре нам показывали снаряд, который в феврале 1942 года при обстреле монастыря немцами попал в каменную стену над Верхним монастырем, сломал дверь в церковь Честнаго и Животворящего  Креста, но не взорвался, а развалился на две половинки – отдельно взрыватель, отдельно заряд. Исследования специалистов показали, что снаряд абсолютно в порядке и не взорвался только чудом. Ещё нам показывали железные оковы, которыми был скован один бесноватый, получивший у мощей св. Василия Острожского исцеление.

В 1923 году при пожаре сгорели монашеские кельи в Верхнем монастыре, также устроенные в скале, но обе пещерные церкви, в которых не было деревянных конструкций, не пострадали.

Хочется заметить, что когда мы ехали из монастыря Морача, то на одной из скал гид нам показал нерукотворную копию верхнего монастыря Острог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё один необычный храм, в котором нам удалось побывать – Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Дайбабе, рядом с г. Подгорица. Этот храм расположен в пещерах под землей, имеет несколько приделов, в некоторые из них можно едва протиснуться, так что достаточно крупному мужчине в них попасть вообще не под силу. В главном пределе Успения находятся мощи св. Симеона Дайбабского, бывшего основателем и первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, фотографировать в храме нам не разрешили. Могу сказать только, что в этом храме очень необычно и очень красиво.

В Черногории очень почитают святителя Николая Чудотворца. В большинстве монастырей нас встречал или храм святителя Николая, или хотя бы придел в храме, посвящённый его имени. Это при том, что есть много монастырей, носящих имя святителя. В связи с этим хочется рассказать небольшую историю. Поскольку в нашей группе священника не было, а наш гид не понимал, что такое соборная молитва, особенно когда ты далеко от дома, то среди наших паломников всё увеличивалось желание помолиться вместе в храмах, которые мы посещали, попеть тропари, величания святым. Мы ждали с надеждой, и вот в монастыре Градиште в храме святителя Николая Мирликийского наше желание наконец исполнилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святитель Николай Чудотворец.
Фреска из храма свт.Николая, монастырь Градиште

Упросив гида подождать и испросив разрешения у настоятеля, тем более, что на следующий день мы уже уезжали в Россию, достали мы наши молитвословы и стали читать и петь акафист любимому всеми святителю, благодаря его за покровительство и прося помощи на предстоящую дорогу. Как все были утешены, и говорить не приходится.

Необычное и удивительное встречало нас в Черногории на каждом шагу. Много очень древних храмов –  XI-XIII веков. Икон в храмах немного, зато все стены, потолок,  всё пространство храма расписано фресками. Есть храмы с фресками XII -XIV века, совершенно оригинальные, не похожие на византийскую иконопись, в них преобладают синий и красный цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фреске (приблизительно XIV век) св. Саввы Сербского из монастыря Градиште хорошо видна надпись на свитке, который держит в руках святитель: «Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас». Как можно заметить, надпись ничем не отличается от тех, что на наших, русских иконах.

Фрески относительно недавно написанные, XIX века, тоже очень красивые, яркие. Необычная архитектура храмов привлекала взор, вместо наших закрытых колоколен – открытые звонницы, где в колокола звонят при помощи длинных веревок, стоя на земле. Утреня служится очень рано утром (в 4-5 часов), а следом за ней литургия, вечером же служат отдельно вечерню в 16 часов, а потом в 18 часов – повечерие. Исповедь проводится вечером, но путешествующим разрешают причащаться без исповеди, хотя кто желает, тот исповедаться сможет. Как и у греков, здесь принято угощать паломников напитками – от морсов и чая до виноградной водки.

Один из дней нашей поездки был посвящён посещению Боко-Которского залива («Боко»  – брод), очень глубоко врезающегося в береговую линию, и стоящих на противоположных его берегах двух городов – Котора и Герцег-Нови.  Первый из этих городов, Котор, окруженный высокими горами, по периметру охватывает  древняя крепостная стена со сторожевыми башнями, построенная на скалах, окружающих город, причем одна из крепостных башен построена на самой вершине горы на краю пропасти («И зачем её там построили?!» — удивлялся наш гид, — «Ну кому придёт в голову там пробираться?»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котор имеет древнюю историю. В средние века Котор признавал над собой власть сербской династии Никшичей, но при этом имел статус свободного города с собственным правительством. В середине 15 века город попал под власть Венеции, затем с 18 века и до 1918 года находился под властью Австро-Венгрии. Результатом этого стало совершенное смешение стилей застройки старого города, центр которого вполне напоминает Италию. Интересно, что Котор после победы св. Феодора Ушакова над турками, в течение целого года был под управлением России.

Каждого путешественника, входящего в Котор через Морские ворота, встречают удивительные городские часы, которые каждый час звонят дважды – один раз точно, к примеру, в 09:00, соответственно 9 ударов, а потом ещё раз через пять минут, тоже девять ударов. Как пошутил наш гид – звонят второй раз для тех, кто в первый раз не слышал.

Самой большой святыней города Котора являются мощи святого мученика Трифона, хранящиеся в католическом храме, носящем его имя. Чтобы попасть туда и поклониться мощам святого, нам пришлось заплатить 1 или 2 евро (не только в Кремле надо платить за вход, чтобы попасть к святыням; что сделаешь – современный прагматизм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В комнатке, где стоит рака с мощами св. мученика, с двух сторон на всю высоту стены стоят стеллажи с копиями рук и ног из драгоценных металлов, преподнесенные в благодарность за исцеление.

Рядом с католической церковью святителя Николая, в противоположной части старого города, стоит православная церковь святого Апостола и Евангелиста Луки, построенная в 1195 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь хранится частица его мощей. Сам храм очень небольшого размера, а в нём устроен еще просто малюсенький придел, насколько вспоминается – в честь свт. Спири-дона Тримифунтского (хотя, могу и ошибаться).

После посещения городских святынь нам надо было на пароме пересечь залив, чтобы оказаться в городе Герцег-Нови, где располагается монастырь святого Саввы или Савин, по преданию построенный самим святым Саввой Сербским. Главной святыней этого монастыря является чудотворная икона Божией Матери «Савинская».  Здесь нам показали небольшой музей, в котором хранятся древние рукописные книги (Евангелие и др.) XI-XIV веков, а также книги, картины и богослужебные сосуды, полученные в дар от России. Надо сказать, что о России здесь говорят с любовью и к россиянам питают самые теплые дружеские чувства; с благоговением хранят подарки, полученные от российских царей и великих князей. Окружённая католическим миром православная Черногория видит в России друга и брата по вере.

Чтобы добраться до монастыря Морача, расположенного в высокогорной местности (около 2000 м над уровнем моря), надо от г. Подгорица довольно долго ехать по каньону реки Морача. Здесь совершенно другой пейзаж – голые скалы, среди которых проложено несколько длинных тоннелей (400 м и более).

Удивительно трудолюбие черногорцев – там, среди голых скал, стоят одинокие домики, почти отшельнические (как на Афоне), так что иногда непонятно было, как их жители в них забираются или при возникшей необходимости добираются до жилых мест, настолько  неприступны и обрывисты в тех местах горные склоны. Их обитатели  на привезённой из других мест плодородной земле выращивают различные овощи и фрукты и тем живут.

Но что поразило больше всего —  это то, что здесь, среди скал, с перепадом высот до 1000 м, проложена железная дорога от г. Подгорица на север страны, в некоторых местах видны железнодорожные мосты высоко над автомобильной трассой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Морача

Монастырь Морача расположен на правом берегу реки Морача в расширенной, лесистой части каньона. Подойдя к монастырю (а дорога резко обрывается вниз, в пропасть),  слышишь довольно сильный гул воды на перекатах. Этот монастырь с главным храмом Успения Пресвятой Богородицы и маленьким храмом святителя Николая Чудотворца (!) был построен в 1252 году Стефаном Неманичем. Здесь находится очень известная в мире фреска XIII века, изображающая пророка Илию, которого кормит ворон.

С правой стороны, у клироса, стоит рака с рукой св. священномученика Харалампия (202 г), память которого совершается 23 февраля (10 февраля по старому стилю). Если сказать честно, то мы, зайдя на территорию монастыря, обратили внимание только на величественный Успенский Собор, а маленький домик с обычной крышей «углом» у нас никакого интереса не вызвал – ни креста над ним, ни колокола, дом как дом… Только когда гид показал на него и сказал, что это храм, мы наконец заметили остатки фресок, которые украшали когда-то фасад храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутри тоже было весьма разорено, иконостаса нет, алтарь практически никак не огорожен, зато какая там благодатная обстановка и старинные фрески. Ну а когда мы спели тропарь и величание святителю Николаю, то и вовсе уже уходить из этого храма не хотелось.

В тот же день нам удалось покататься на катере по очень красивому Скандарскому озеру, самому большому в Черногории  (площадь его составляет 369,7 кв.км.), и посетить ещё один монастырь святителя Николая, расположенный на острове. Здесь в прежние времена находилась резиденция зетских митрополитов. Турки сожгли монастырь в 1843 году, но через 40 лет он был восстановлен королем Николой Первым Петровичем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скандарское  озеро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Вранина (святителя Николая Чудотворца)

В Цетинский монастырь паломники стремятся, чтобы поклониться деснице великого святого Иоанна Крестителя  и мощам святителя Петра Цетинского, очень много сделавшего для Черногории в целом и для Православной Церкви, в частности. Монастырь в Цетине был построен в 1484 году и является цен ром черногорских митрополитов. По программе, данной нам перед отъездом в Москве, мы должны были приехать в Цетин на литургию на день позже и в свой день рожденья я уже не надеялась причаститься. Но вот подарок: по неведомым причинам программу поездки изменили и мы оказались в Цетинском монастыре на самое отдание праздника Воздвижения Честнаго Креста Господня. Дивны дела Твои, Господи!  К нашей радости здесь литургию пели на церковно-славянском, только диакон ектении произносил на сербском и Священное Писание (Апостол и Евангелие) тоже читались на сербском. Когда же после службы одна из паломниц с удивлением сказала монаху, сопровождавшему нас, что священник говорит на славянском совсем без акцента, тот открыл нам секрет – батюшка родом из России.

После службы, которая как-то очень быстро и незаметно закончилась, нас провели в ризницу монастыря. Здесь мы увидели много икон, книг, церковной утвари и даже колокола, подаренные Россией. На одной из стен я обратила внимание  на одну из икон, тоже подарок России. Такая икона есть в иконостасе Христорождественского Собора г.Хабаровска – Пресвятая Троица благословляет Богородицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А чтобы увидеть чудотворную Филермскую икону Божией Матери пришлось посетить городской музей, т.к. в Цетинском монастыре находится лишь её копия.

О Черногории можно говорить очень много, но напоследок расскажу ещё о необычном храме на малюсеньком необитаемом островке. Когда-то, в 19 веке, у этого островка, расположенного рядом с городом Герцег-Нови, один моряк потерпел кораблекрушение и спасся, выбравшись на островок. Поскольку это было воскресенье – по-славянски (и по-черногорски) Неделя, то этот моряк захотел построить храм на том острове и посвятить его святой Неделе. Так этот маленький храм и стоит до сих пор, хотя богослужения в нём не совершаются.

Хочется пожелать вам, прочитавшим мой маленький рассказ, когда-нибудь решиться и съездить в эту удивительную страну, где живут православные наши братья-славяне, тем более, что визы для поездки туда не требуется. Счастливого вам пути!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так растут киви во дворах черногорцев

 

Ольга Целикова

2 комментария

  1. Да, и я крайне рекомендую прокатиться по этой железке. Получите массу впечатлений высотно-жуткого характера 🙂

    Когда я застряла в Тивате без обратных билетов (все разобрали), ехать пришлось на поезде — вот этом самом — в Белград, откуда удалось взять билет домой.
    Железка едет 8 часов, первый класс это такие смешные диванчики как из позапрошлого века 🙂 Но самое потрясное, что поезд едет почти 70% по тоннелям. А вот когда выезжает над пропастью на мост… держитесь! задняя дверь вагона спокойно открывается и можно свесить ножки прямо туда. Но это для железных нервов 🙂

    жаль фотки почти все бесцветные, там не такое все серое и однообразное на самом деле. кстати, созрели апельсины и лимоны…

    всем привет из Радовичей 🙂 это на Луштице.

    • palomnik:

      Да, фотографии какие есть, но и это радует . Спасибо, что люди находят время и этим поделиться..Если у вас есть более яркие кадры и они заслуживают внимания — пожалуйста, делитесь, присылайте, подписывайте, рассказывайте.И на наш адрес и можно попробовать в «Одноклассниках» — группа так и называется «Дальневосточный паломнический центр»