Каждый из нас всю жизнь свою освещает крестом и крестным знаменем. Из купели крещения выходит христианин, неся на себе , у сердца, крест как знамение Христовой победы, как щит и силу в брани с извечным врагом рода человеческого. Перед началом каждого дела мы осеняем себя крестом, посвящая это дело славе Божией.
Нынешний праздник – литургическое прославление Креста Христова, и в то же время воспоминание Церкви о величайшем историческом событии. В 326 г., по свидетельству христианских историков Евсевия и Феодорита, благочестивейшая и отважная царица Елена, мать императора Константина, отправилась в святую землю, надеясь отыскать реликвии, освященные соприкосновеним с жизнью господа Иисуса Христа. Прибыв в Иерусалим, она ревностно принялась искать главную из них – Честное Древо Креста Господня.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 – 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 – 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 – 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.