Наверное, нет такого христианина, который бы ни разу не принял участие в крестном ходе. Словари определяют крестный ход как торжественное шествие духовенства и народа с иконами, хоругвями и крестом вокруг храма (монастыря, города, а также из одного храма в другой или к определенному месту). Подобного рода торжественные молитвенные шествия со святынями известны с древности.
Этнографы XIX века отмечали особую любовь русского народа к крестным ходам: «народ любит торжественные церковные процессии и относится к ним, пожалуй, серьезнее, чем к церковным богослужениям». В народе считали, что после своей смерти человек ничего не помнит из своей земной жизни кроме тех дней, которые ходил за иконами в крестных ходах. Поэтому в некоторых местностях бывало по шесть крестных ходов в год. И каждый стремился хоть немного, но пронести образ, ибо считалось, что с иконы благодать переходит на несущего. Отсюда и распространенный обычай прохождения под иконой. Когда несли особо почитаемую икону, все падали на колени, и икону проносили над ними. И во время крестного хода все – и дети, и взрослые – стремились пройти под иконой, а некоторые и не по одному разу.
Крестные ходы с почитаемыми иконами, с молебнами у источников, на перекрестках, на полях, были распространены повсеместно.
Святитель Симеон Солунский поясняя, почему крестные ходы совершаются вне храма, пишет: «мы возносим молитвы на перекрестках и площадях, чтобы всё, растленное нашими грехами, очистилось. Посему износим из храмов святые иконы, честные кресты, а иногда и священнейшие останки святых, чтобы вместе с людьми святилось и всё то, чем они пользуются: и дома их, и дороги, и вода, и воздух, и земля, нами осквернённая и как бы попираемая, и город, нами населённый, и страна. И чтобы всё это удостоилось Божественной благодати».
Крестный ход – это не только соборная молитва и видимое проявление веры, это путь к осознанию себя как христианина, несущего свой крест и идущего вместе со своим народом. Кстати, один из самый известных современных многодневных и многолюдных крестных ходов в нашей стране — Великорецкий крестный ход – собирает ежегодно десятки тысяч участников. В 2017 году в Великорецком крестном ходе принял участие и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!
И каждый раз, прощаясь, участники крестного хода плачут. Плачут, потому что реально ощутили себя частью народа, ощутили благодать Божию. Ощутили себя пред Богом.
В нашем городе уже традиционным стал крестный ход, посвящённый празднованию Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства. Пройдёт он и 4 ноября сего года по маршруту: от храма по ул. Крупская – ул.Гагарина – ул.Первомайская – ул.Лазо (с совершение заупокойной литии у поклонного креста жертвам политических репрессий) – пер.Советский – ул.Стрельникова (с заходом к поклонному кресту на сопке Осипиха) – пер.Советский – ул.Бонивура – через виадук в районе ГИБДД – ул.Дзержинского – ул.Комсомольская – ул.Лесная – через ж/д переезд – ул.Бонивура – ул.Крупская — храм.
По окончании участников ждет полевая кухня.
Главная святыня крестного хода – Казанская икона Божией Матери.
Начало в 11:00. Приглашаем всех верующих принять участие.
иерей Константин Насин,
настоятель Прихода Казанской иконы Божией Матери г.Бикин