Епархиальная газета «Образ и подобие», № 6 декабрь 2014 г.
Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им (Евангелие от Матфея (8, 1-5).
В книгах Нового завета совершается множество чудесных исцелений. Слепые, глухонемые, хромые, сухорукие, парализованные, прокаженные, одержимые нечистыми духами мгновенно исцелялись, стоило им поверить и попросить стоящего перед ними Господа. Одни просили с дерзновением, другие – смиренно, третьи вообще не просили, но за них просили друзья или близкие. Порой Сам Господь предлагал больным исцеление.
Мгновенное возвращение здоровья повергало свидетелей чуда в радостное изумление, смягчало ожесточенные сердца, делая их способными услышать Слово.
Прощаясь со Своими учениками, Христос сказал: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мк. 27, 20). Это значит, что и в наши дни Он близок верующим в Него и открыт для их просьб и молитв. Подтверждением этих слов служит то, что у многих икон висят нити и цепочки, на которых нанизано множество колечек, крестиков, кулонов… Они молчаливо свидетельствуют о чудесах, среди которых немало исцелений. Любой из нас может подтвердить это, вспомним несколько таких историй. Ведь и сегодня, как две тысячи лет назад, Христос стремится привлечь к Себе сердца людей. Одну из таких историй я услышал от священника Сергия Будаева.
У его прихожанки был непутевый муж, большой эгоист. Однажды, решив начать жизнь сначала, он уехал в другую область. Устроился там, завел себе молодую жену. Жили они в тайге. Мужчина занимался охотой и приручил рысь, поселив ее дома. Думал, что приручил. Однажды зверь взбунтовался и загрыз его сожительницу. К этому времени здоровье охотника совершенно расстроилось. А помощи было ждать неоткуда. Тут он и вспомнил, что где-то у него есть жена, дети. Вернулся. Его приняли, пожалели. Но здоровье не возвращалось, и пришел день, когда врачи сказали, что жить осталось не больше месяца.
Жена убедила больного собороваться, хотя прежде он был равнодушен к вере. Перед таинством отец Сергий его спросил: «Если поправишься, если совершится чудо, то будешь ходить в храм? Будешь молиться, исповедоваться, причащаться?». «Да! Да, конечно!» — ответил он. Произошло чудо. Больной исцелился. Но обещание свое не выполнил. Прошло два года. Однажды он был дома один. Решил поесть. Поперхнулся и умер.
Признаюсь, если бы эту историю придумал я сам, то ни за что не стал бы печатать. Слишком она назидательна. Но это правда. Правда о том, что сердца наши окаменели и даже чудесное спасение не может их смягчить.
***
Вот еще одна история. Началась она семь лет назад. Мой друг, художник Игорь, стал очень печальным. Он даже потемнел лицом.
— Что с тобой? – спросил я.
— Жена заболела. Делали операцию. Сказали, что дело безнадежное. Метастазы уже в печени.
Вскоре появилась возможность договориться о консультации с доктором. Профессор осмотрел больную, взглянул на данные анализов и сказал: «Что Вы хотите? Жить Вашей супруге осталось месяца полтора. Метастазы. Сами понимаете».
Поскольку деваться было некуда, супруги решили обратиться к Богу. Они впервые в жизни исповедались и причастились. Очевидно, покаяние было искренним. Произошло чудо. Больная не умерла в этом году. Она не умерла и в следующем. Она и сегодня жива. С инвалидности ее сняли, сказав, что метастазы стали вялыми.
В храм супруги так и не пошли. К Богу их сердца, очевидно, не открылись. А друг мой Игорь недавно умер. Внезапная смерть во сне.
Знаю, есть люди, мечтающие о такой смерти: «Раз – и готово!» Они забывают о том, что болезнь помогает человеку проделать важную внутреннюю работу: обрести внутренний мир, примириться с Богом и ближними, попросить прощения и простить. Здоровяку, выдернутому из жизни, это недоступно. Так что болезнь – благо. Она – лучшее средство от эгоизма.
Александр Лепетухин, художник