Кем будут наши дети

Падение  нравственности… Какая-то невидимая  рука целенаправленно разрушает  души  и  умы  наших  детей  через  телевидение, наркотики, алкоголь, игроманию, беспорядочные  половые  отношения  и т.п.. Идет  массовый  прессинг, и вряд  ли  в  старости мы  дождемся доброты, заботы  и  ласки от  наших  детей. Вряд  ли  будет  хорошим  семьянином  сын, который  с  молодых  ногтей  усвоил, что  главное в  жизни – получать  удовольствие. Какая  уж  тут  ответственность  за  семью и  воспитание  детей? Вряд ли  станет  хорошей  мамой и  женой  девочка, главная  цель  которой: выйти  замуж  за  олигарха  и красиво  «прожигать  жизнь».

Отсутствие высокой  духовности,  падение  нравственности, аморализация – это  не  только  трагедия  нашего  общества,  это — угроза существованию  нации. Именно  поэтому в августе   2009 года  Президентом  РФ  Д.Медведевым был  подписан  Указ о  начале  эксперимента  введения  в  школьную программу курса  «Основы религиозных культур  и светской  этики», который  призван хотя  бы  частично  восполнить  пробел в нравственном   воспитании.

Курс  состоит из  6-ти  модулей: «Основы православной  культуры», «Основы исламской  культуры», «Основы  иудейской  культуры»,  «Основы буддийской  культуры», «Основы  мировых  религиозных  культур», «Основы  светской  этики». Одна  из  главных  целей  обучения – приобщение  к  духовным  ценностям, формирование  нравственных  ориентиров, мировоззренческой  позиции. Предмет  не  является  религиоведческим, в основе  лежит  культурологический  подход. Первоначальный  курс  рассчитан на 34 учебных  часа (  четвертая четверть  4-ого  класса, первая  четверть  5-ого  класса).

Какой  именно  выбрать  модуль  своему  ребенку – решают  родители или     законные  представители. И здесь  важно  сделать  правильный  выбор.

Многие  родители  склоняются  к выбору «Основ  светской  этики», полагая, что здесь  как раз  можно  почерпнуть  знания  по  этикету, вырастить  «леди»  или «джентльмена», но  это – не так.  «Сам  учебный  модуль  и  предлагаемое  Министерством  образования  РФ учебное  пособие  таит в себе  ряд  опасностей, — выражает  свое  мнение кандидат  философских  наук, преподаватель  этики Дальневосточного  федерального  университета Анна Владимировна Здор, — Во-первых, на уровне массового  сознания   под  этикой обычно понимают  этикет , эти  понятия  просто отождествляют. Но … этикет – это  правила  внешнего  поведения человека , манеры. Безусловно, внешняя  воспитанность  человека – вещь  важная, но  все-таки  подменять этику  этикетом нельзя.   …Этика – это  область  теоретической  рефлексии относительно  внутреннего  мира  человека, его  ценностей, идеалов. И ясно, что  внешние  манеры  могут  быть вполне  благопристойны, даже  изысканы, но  при  этом  человек  может  быть лицемером, лгуном, предателем, т.е. нравственность  его  может  быть  далека  от  совершенства. Этика  всегда  конкретна, т.е.  она  формируется, например,    в лоне  религиозных  традиций, и мы  можем  говорить  о  православной этике,  мусульманской  этике, буддийской  этике. Если  же  мы  говорим  о  светской этике, то  она  тоже  конкретна  и  здесь  она   привязана  к определенным  течениям, направлениям  философии. Более  того, к совершенно  конкретным  персонажам     истории  философской  мысли: есть этика  Платона, Аристотеля, Канта, Шопенгауэра, Фрома, Сартра и так  далее. Никакой  общей  этики , абстрактной, светской  не  существует, она  всегда  конкретна.  Но  предлагать  детям  4-5  класса  материал  по  истории  философской  этики , наверное, невозможно, — это  слишком  сложно  для  них.»

Следует  также  сказать, что определения  некоторых понятий   в этом  учебнике, таких.  как  «добро» ,  «бескорыстие», «образцы для  подражания»  являются  достаточно  спорными  и даже  некорректными.  «Добро»  увязывается  с  «бескорыстностью». Т.е., если  поступок  бескорыстный, то  он  обязательно  нравственный. Но это  не  так. Можно  бескорыстно  сочувствовать   своему  другу, не  сумевшему  провернуть  выгодную  для  него  аферу. Понятно, что такое  бескорыстное  сочувствие  не является  нравственным.

В  качестве  образцов  для  подражания в учебнике  предлагаются родители, учитель, друг, космонавты ,полярники ,военные ,спортсмены, артисты, литературные  персонажи ( богатыри, мушкетеры, рыцари) . Налицо, подмена  понятий. В качестве моральных  образцов  просто  перечисляются  профессии. Известный  артист,  полярник,  спортсмен  не  обязательно  является  высоконравственным  человеком.  Он  может  быть лицемерным, тщеславным, гордым  и  просто  непорядочным. Какой же  тогда  он  образец  для  подражания?

Исходная  посылка концепции  авторов  учебника основывается  на  том, что  человек  сам  определяет для  себя : что  такое  «добро» и «зло». Лгун, трус, предатель – они  сами для  себя  определяют категорию  добра  и  пытаются  убедить   себя  и  всех в том, что они  поступают  хорошо, хотя  на  самом  деле  поступают  дурно. Получается  так. Подобная    позиция  —  чистейший воды  релятивизм – представление о том , что никаких  абсолютно  верных,  безусловно  значимых  для   всех  людей  во все  времена   нравственных  ценностей  не  существует.

«Главную  проблему, — говорит  А.В.Здор, — дать  ясные  убедительные  ответы на  самые  важные  вопросы : что есть «добро»,  почему  человек  должен  его  делать, в чем  смысл  жизни – авторам  учебника  решить  не  удалось».

Поэтому,  по  мнению  доктора философских  наук, заведующего  кафедрой  философии  Дальневосточного  федерального  университета  С.Ячина, « в лучшем  случае  учебник  не  окажет  особого  влияния  на  школьников, в худшем – отвратит  их  от всех этих  вещей».

Определенной  части  родителей, возможно, покажется  заманчивым  модуль  «Основы мировых  религиозных  культур», как расширяющий  кругозор и дающий  знания, пусть  неглубокие, сразу по нескольким   религиозным  направлениям.

Но,   вот  мнение кандидата  философских наук, научного  сотрудника института  истории, археологии  и  этнографии народов  Дальнего  Востока  ДВО  Российской  Академии  наук  А . Поповкина : «Давать  детям  основы всех  мировых  религий в одном  курсе – это  очень  сложная  задача,  поскольку всякая  религия  предполагает  крайне  серьезное  отношение к  объекту  своего  поклонения… В этом  отношении,  объединить   все  религии весьма   и  весьма затруднительно в один  курс. Авторы  учебника делают  такую  попытку, и делают  ее даже  временами чрезмерно, допуская  откровенные  религиоведческие  неточности».

Кроме  того, учащиеся  4-5-ых классов, как  правило,  усваивают  информацию и познают  новое, прежде всего, через эмоциональный  интерес. Материал  учебника  «Основы  мировых  религиозных  культур» ( роль  человека  в различных  религиях, сравнительный  анализ  Священного  писания  и  предания) для  уровня  развития  детей  этого  возраста   сложен. « По  методическим  параметрам  учащийся   в  4-5-ом  классе еще  не  готов  использовать  сравнительный  анализ» — делает  вывод старший  преподаватель  Дальневосточного  федерального  университета Е.Текутьева.

После  просмотра  этого  учебника  создается  впечатление, что  религии  в нем  превращены  в такие  удобосовместимые  сказки. О  пользе  и глубине содержания курса  к.ф.н  А.Поповкин  высказывается  так: « В  лучшем  случае  после  изучения такого  учебника  у  ребенка  останется  в  голове   причудливая  смесь  различных  мифов, информация  об обрядах, и ничего более. Этот  курс  вряд ли будет  способствовать  пониманию реальных  взаимоотношений  между  религиозными  культурами. Но, в худшем  случае, этот  курс  может  сделать  ребенка   легкой  добычей для  неорелигиозных  сект. Мое  мнение, что лучше  рассказывать детям серьезно  об  одной  какой-то  религии , и  даже  если  это  будет религия не та, в которую  верит  данный  ребенок, тем не  менее : серьезный  рассказ  об одной религии  заставит его  серьезней  отнестись к своей  собственной религии и  задать, может  быть  своим  родителям  какие-то серьезные  вопросы». Этот  учебник   не решает  главной  задачи  — воспитание  нравственности.

Курс преподавания  различных модулей   «Основ   религиозной  культуры  и  светской  этики»  уже  апробировался  в  Москве  и  Московской  области. Анализ  показал  следующее: наибольшими  возможностями  по  заявленной  воспитательной  цели, формированию  у  подростка  мотивации к  осознанному  нравственному  выбору  обладают  4  модуля : «Основы  православной  культуры», «Основы  исламской  культуры», «Основы  иудейской  культуры» , «Основы  буддийской  культуры». «Именно они,- утверждает кандидат  педагогических  наук, доцент  кафедры  педагогики   и  психологии  ХК ИРО  Е.А. Дидур, — представляют  собой  целостные законченные  мировоззрения, дают  те  ценностные платформы, на которых  возможно  становление  востребуемых  обществом  нравственных  качеств личности».

Конечно, для  нас,  россиян  предпочтительнее  изучение  православной  традиции. Этнографы  считают, что  поскольку  мы  живем  в русской культуре,  которая   является  «вмещающей» для  всех  остальных  культур, то с этой  точки  зрения  разумнее  всего  представляется  выбрать  для  изучения  «Основы  православной  культуры».  Адекватно  понять  смысл  произведений  Пушкина,  Достоевского, Блока, Толстого, Булгакова, Лескова  возможно  только  в том  случае, если мы  будем  понимать  их  мировоззренческую  позицию. Произведения  иконописи,  классической  музыки, литературы,  театрального  искусства, архитектуры – все  это  несет  в  себе скрытый, а  часто  и  не  скрытый  христианский  подтекст. Странно  не знать  для  гражданина  России  : почему  Успенский  собор   Московского  кремля  называется   Успенским,  или  кто  такие  Кирилл  и  Мефодий,  Сергий  Радонежский,  Федор  Ушаков – и  почему  они  названы  святыми. Православное  мировоззрение  несет  в  себе  неисчерпаемый  потенциал  нравственности  и  духовности,  который  питал  не  одно  поколение Великой  России.

Еще  один положительный  момент  в изучении  основ  именно  православной  культуры —  привитие  «иммунитета»   на  влияние  активных  адептов  нетрадиционных  религиозных  организаций ( деструктивных  сект).

Тех, кого  пугает  возможность  отправления религиозных  обрядов, поспешим  успокоить. Курс  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики»  —  культурологический ,  т.е.  он  предполагает  изучение  религиозной  культуры, но  ни  в коем  случае  не  обучение  религиозной  практике.

Итак,  выбор  за  вами,  уважаемые  родители. Сделайте  правильный   выбор   для  вашего  ребенка  в  пользу  того  модуля, того традиционного,  «проверенного  веками»  мировоззрения, который  транслирует  определенную  систему  ценностей, с прозрачными  посылками,  внятными  критериями  «добра»  и  «зла»  и  убедительными  мотивами  следовать   именно  добру.


Может  быть,   тогда  мы  почувствуем :  вот  оно  — ВОЗРОЖДЕНИЕ   НРАВСТВЕННОСТИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.