У Баха, Бетховена веком позже вступление сонаты патетическое. Музыка становится все трогательнее. У Шопена реприза – свет, который дается за отвагу, которая в свою очередь соединяется со смиренной молитвой.
После концерта Ф. Шопена в Англии к нему подходит дама и говорит: «Какая прекрасная музыка, — как водичка!» В ее душе играет радость…
Человек должен быть, а не казаться…
«Этюд» И. С. Баха – образ кипящей воды. Низкие ноты заменяют хорал – молитвенное пение, готовящее душу к подвигу, который завершается победой. Исполняет произведение русский пианист – Григорий Соколов. В его исполнении слышен колокольный звон: «до-соль-до». Русские колокола имеют низкие ноты – басы, звучат в одном ритме. Наша мысль онтологичнее, чем на Западе.
Русская музыка.
Высокая
Прикладная (колыбельные, марши…)
Марш произошел от хорала, под который раньше ходили с молитвой.
В «Пиковой даме» Чайковского хорал мог бы закончить исполнение, т. к. Герману дано временное покаяние. Вступает хор, поющий о вечности, каждая нота которого в молитве: «Господь, прости ему…»Молитва как фимиам поднимается к Богу.
«Гимн России» начинается со вступления. После объявления Сталиным конкурса на лучшее исполнение побеждает регент Александров. Он использовал прием Бетховена – утверждение. Величие Божие без всякой суетности. «Энтузиазм» (греч.) – вбожение.
«Эн» — внутрь, «Тун» — Бог. «Авось» И. А. Ильин переводит как «а вот» — откровение в последний момент. Ради спасения России И. В. Сталину были большие подсказки. А России за веру – огромная территория, недра, вдохновение. Русская музыка особенно стройна.
Неповторимое и уникальное произведение «Марш гвардейцев гранатометчиков». Автор соединяет его с мелодией песни «Катюша».
Нельзя сочинять отдельно мелодию и аккомпанемент, но только все вместе. Здесь вариант окончания музыки на нежных темах. Заключительная часть – кода. Предыкт – подготовка к важному событию. Между оркестром и солистом (главным героем) должна быть гармония. Музыка П. И. Чайковского — прошение. Его шедевр Прокофьев записал себе в дневник.