В Советской Гавани прошли открытые уроки и Мастер-класс учителя истории и обществознания школы №2 с. Чугуевка, Приморского края Ольги Александровой Крыловой.
В актовом зале школы № 1 удивительный педагог Ольга Александровна Крылова показала директорам, завучам и учителям школ Советско Гаванского района Мастерскую педагогического опыта: «Методические аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» (Анализ открытых уроков, методические рекомендации по преподаванию модуля ОПК в 4 классе).
Когда в зале водворилась полная тишина, Ольга Александровна начала свой замечательный рассказ о прекрасном дворце, который увидели два человека. Но у них было совершенно разное представление о том, как могло возникнуть здание такой красоты.
— «Посмотри,- начал говорить первый, — какой талантливый Архитектор у этого дворца!»
— «Да не может быть, — воскликнул второй, — поднялся сильный ветер, собравший камни и песок, и так сам собой он возник!»
— «Какой же ты глупец!, — ответил собеседник, — как без мудрого архитектора не возникает само собой ни одно здание, так и наш прекрасный мир вокруг также не мог образоваться сам собой без Творца.»
На экране появилась музыкальная презентация.
Давайте и мы с вами, — позвала рассказчица, возьмем котомки, оденем сапоги и войдем в дремучий лес. Кто нам только не попадется в нелегком путешествии! Вот осторожно выглядывает лисичка и любопытно смотрит на нас. Чему можно поучиться у нее? Наверное, утонченности, грациозности и ловкости. А это кто там так поднял шум, затрещали ветки. Это медведица с медвежатами. Что же означает слово «медведь»? Оказывается он всегда «ведает», знает где находится мед. Медведи очень любят лакомиться медом. Как мед приносит и нам и медведям сладость, так душеполезные поучения услаждают душу. Незаметно на горизонте потемнело от больших синих туч, поднялся ветер, началась гроза… Это ведь доставило неприятности и неудобства лесной растительности и животным. Так и людям неприятно, когда мы шумим и холодно с ними обращаемся. Вот пожелтели листья на деревьях, пришла осень в своем разнообразии и яркости. Осень — это седой, умудренный ярким жизненным опытом человек, полный незабываемых переживаний и впечатлений. Но ведь чтобы вырастить плоды добродетелей, нужно провести в себе большую работу. Есть на нашей земле самые разнообразные деревья! Вот только одни приносят сладкие и большие плоды, и их много, есть те, которые приносят мелкие и кислые или горькие; а есть и такие, которые вообще не приносят плодов. Так и нам нужно очистить душу от разнообразия в ней сорняков-страстей, вырвать их с корнем, и тогда она принесет плоды добрых дел. Есть даже песня, составленная на Руси народом, и ее поют до сих пор: «Мой духовный сад, как запущен ты! От негодных трав заросли тропы…»
А вот мы и на берегу реки. Она течет без устали, несет свои воды, показывая нам пример трудолюбия, целеустремленности, стремления каждого омыть и очистить. Нужно, чтобы человек уходил от нас утешенный, успокоенный и умиротворенный. А когда кто бросит в тебя камень — едкое слово, как река в своих водах, необходимо проглотить его и промолчать в ответ. «Доброе слово и злого человека делает добрым, а злое слово и доброго человека делает злым» — говорит прп. Макарий Египетский. Вот только небольшие крупицы рассуждений Ольги Александровны об окружающем нас мире.
«Но какие же уроки мы можем извлечь из окружающих нас людей?» — спрашивает она, задавая нам и другие подобные вопросы: «Кто хочет узнать, как разговаривают цветы на поляне? Это же настоящее чудо! А как воскрес Христос?»
На своих уроках в школе она учит детей рассуждать. «Посмотрите ребятки, сейчас все покрыто глубоким снегом, природа как бы спит. А весной, — только пригрело солнышко, сразу все оживает. Это Господь так утешает человека, сердце которого должно гореть любовью к Творцу. Был такой человек — Сергий Радонежский. Как-то к нему пришел огромный и страшный медведь. Он не только не тронул святого, но и взял прямо из руки преподобного краюшку хлеба. Один раз святой воскресил умершего мальчика.
Нам тоже надо учиться у святых доброте, смирению, особенно в отношениях с самыми близкими людьми: не проходить мимо с холодностью, больше оказывать им внимания.
Изучая презентацию Ольги Александровны, мы как-бы попадаем на большой луг с яркими большими цветами. Это маки. В южных краях они расцветают прямо на Пасху. Вообще, красный цвет Воскресения Христова — цвет Его крови, которую Он пролил за каждого человека и доброго, и злого. И мы с вами иногда проливаем кровь за других.
А это незабудки. Посмотрите, какие они дружные и как их много. Они учат чистоте мыслей и слов. И мы здесь все вместе собрались из 10-ти школ.
Вот поляна ромашек. О чем они говорят? Они рассказывают о том, как надо идти по полянке. На этот вопрос один маленький ученик ответил, что идти надо именно босиком. Как, например, Моисей вступал на освященную Богом землю. Святая земля — это душа человека, выше которой нет ничего на свете. Давайте и мы будем похожи на ромашки, будем дарить всем радость, тепло и мир.
А вот и наши края с колокольчиками — «цветиками таежными». У каждого из них головка опущена вниз. Они учат нас смирению, кротости, молчанию… И призывают к молитве, которую необходимо записать в самом сердце, как это делал св. Игнатий Богоносец. Он постоянно говорил: «Господи, помилуй меня грешного». Он пострадал за Христа, был съеден зверями цирка. А затем нашли его сердце, на котором увидели золотом написанные начальные буквы Имени Господа Иисуса Христа.
Ну а мы с вами должны молиться так, чтобы в душе взошло солнышко, и запели птицы.
После такого захватывающего мастер-класса присутствующие разделились на группы, чтобы все в разных классах смогли посмотреть открытые уроки наших гостей из г. Чугуевка. Ольга Александровна провела свой урок в 5-м «Б» классе на тему: «Милосердие и сострадание».
В начале урока учительница представилась детям, рассказала откуда она приехала к ним, а затем обратила внимание детей на фотографию в презентации, призывая их приглядеться повнимательнее, что там делают ученики.
Вначале они ответили, что видят субботник, но оказалось, что ребята навещают пожилых людей своего поселка и помогают им. Тему урока об уважении к людям и доброте дети записали себе в тетрадь.
Ольга Александровна спросила учеников: «Кто же нам показывает собой пример доброты, милосердия и сострадания?» И сама же ответила: «Иисус Христос». У всех ли есть нательные крестики?
Так как как на уроке присутствовал благочинный района игумен Савватий, его попросили показать свой большой золотой крест. А он, в свою очередь, рассказал ребятам о крестах на куполе храма.
Урок продолжился притчей, которую Христос рассказывал Своим ученикам: «О милосердном самарянине». Ученица Настя прочитала ее вслух, а потом ответила, что ближний это тот, кто помог в этот трудный час. Остальные дети с помощью Ольги Александровны делали выводы, как часто они помогают своим близким и приводили яркие примеры, виденные ими даже утром в школе: как Олег помог Данилу в начале урока – дал ему листочек; как Батюшка раздавал людям книги в школе, и т. д.
На доске было написано слово «Милосердие». Оно ведь состоит из двух корней — «милое» и «сердце». А сегодня нужно ли быть милосердным? Возможно ли это сейчас?
Большинство ребят многого ищут в этой жизни для себя. Но как тает снег, как проходит шум листьев, так и все видимое в этой жизни пройдет. Но слова Господа: «Накорми голодного, напои жаждущего…», — не пройдут никогда. В нашей стране много ветеранов. Они когда-то спасли нас от войны.
Дети, кто хоть как-то помогает своим близким? Они, конечно, выкрикивали, опережая друг друга: «маме помогаю убираться, сижу с маленьким братиком…и др.» В итоге они записали в своих тетрадях, что сострадание – это жалость и сочувствие. Ну а к животным нужно ли испытывать сострадание? Катя рассказала историю о том, как она помогла бездомному щенку.
Но, к сожалению, есть и жестокосердные люди… В классе зазвучал мелодичный голос певицы Светланы Копыловой о том, как хозяин хотел утопить свою старую собачку, а она все равно спасла его от смерти. Эта песня тронула гостей до слез
Будем же, дорогие мои, ко всему живому относиться с состраданием. Самое главное в жизни – помочь ближнему.
Вот и следующий слайд в презентации с яркой картиной мамы с дочкой, пожертвовавшей для нищих малышей своим куском торта.
Дети в классе по очереди вспоминали о том, как они с родителями, заходя в храмы в большом городе, видели нищих, просящих подаяния, и подавали им монетки.
После этого последовала игра: «Тепло моего сердца», в которой участники держали в ладошках бумажное сердечко и во время музыкальной паузы говорили добрые слова или истории, связанные с личным милосердием к своим близким.
Ну а в конце урока Ольга Александровна дала слово благочинному — о. Савватию. Он предложил детям зайти в церковную лавку и почитать там интересные книжки. Затем Батюшка рассказал им о русских святых — наших родственниках и героях Отечества, которые очень помогают читающим об их подвигах. Ведь все они живут в мире любви, которую много оказывали еще при своей жизни людям.
Е. Палехская, регент храма св. прав. Воина Феодора Ушакова. Фото автора.