«Кресту Твоему поклоняемся Владыко»
В третье воскресенье Великого поста на середину храма для торжественного поклонения выносится Крест Христов. Так начинается крестопоклонная неделя. Церковь хочет духовно поддержать верных чад, желающих идти далее крестным путем Христа Спасителя, изнемогающих во время подвигов покаяния, дать силы «достойно пройти нам прочее время пощения во умилении сердца», как говорится в песнопениях Великого поста.
Приникнем и мы верою к Кресту Христову и уразумеем Божию премудрость, поймем, что на кресте премудро соединяется бесконечная любовь, милосердие и правосудие Божие. Ибо крест — это всемирный жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, за спасение каждого человека, кто свободно и добровольно уверует в Него как в Сына Божия, во плоти пришедшего в мир, как в Спасителя своего. Вот почему Крест — наша победа над злом и грехом, наша слава и честь, наша крепость и утешение, и венец, наша защита.
Здесь же, у Креста Христова, мы видим верою тайну всеобщего воскресения мертвых. С древних пор христиане крестом украшают и осеняют себя самих и все дорогое для них. Крест украшает, венчает храмы Божии, крестом начинаем и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем врага нашего спасения — диавола. Крест возлагается на каждого христианина при таинстве крещения и сопровождает его при жизни, крестом отмечено и место захоронения христианина. Крестом родители благословляют своих детей. Крестом истово и правильно осеняет себя христианин во все дни жизни своей, во время молитвы. Так Крест Христов стал свидетелем божественного всепрощения и милосердия.
И в то же время Крест — все то, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце наше на пути к Богу. «Чем больше тяжесть креста, тем ближе небо!» — говорит один духовный писатель. — «Кто без креста, тот без Бога. В мирской суете и в чаду грехов можно забыть о своем назначении, о переходе в иной мир. Блажен человек, кому Господь ниспосылает крест и печали».
Человек должен пересмотреть свою душу и свою совесть, заглянуть туда поглубже, в те тайники, куда он часто боится заглядывать, рассмотреть основы своей жизни. Если он сделает это, то он, во-первых, увидит, что его страдание целиком — создание его души, а главное, он переживает такую тяжкую муку проснувшейся совести, что эта мука подавит всякое страдание, заглушит всякую боль, возможную на земле. Но высший момент духовного страдания будет и минутой возрождения, воскресения души, а войдет Сам Христос, принося с Собой умилительную духовную радость, величайшее счастье от сознания победы над злом.
Крест… Страдание Голгофы… А там — Воскресение Христово и наше воскресение во Христе.
Подготовила Е. Палехская, регент храма св. прав. Воина Феодора Ушакова.