День Святой Троицы.

Пятидесятница

Через десять дней после праздника Вознесения Христова и, значит, через пятьдесят дней после Пасхи христиане празднуют сошествие Святого Духа, по церковному названию — праздник Пятидесятницы, а по-народному — Троица. В этот день с незапамятных времен убирали и украшали храмы зеленью, ветками, церковный пол устилали травой, а на торжественной вечерне стояли люди с цветами в руках.

Таким вошел этот праздник и в народное сознание, и в родную литературу — как солнечное, светлое торжество, как праздник цветения, как некая радостная встреча человека с Божьим миром во всей его красе и благодатности.

В Ветхом Завете этот праздник имеет иное значение, являясь ежегодным воспоминанием восхождения пророка Божия Моисея на гору Синай, где в некоей несказанной, мистической тайне явился ему Бог и заключил с ним Завет, открыл свой закон, свои заповеди, раскрыл человеку свой замысел о нем, указал человеку путь спасения.

В самый последний период Ветхого Завета праздник этот стал — в учении и прозрении пророков — праздником, обращенным к будущему, к последнему торжеству Бога в Своем творении.

Вот как об этом говорит пророк Иоиль: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать… Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Деян. 2, 17,18…21).

Воистину событие это преславное. Ибо сошествие Святого Духа на апостолов и на всю Церковь — это завершение великого дела спасения рода человеческого, это проявление безграничной любви и милосердия Божия к нам, грешным и немощным. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14,18), говорил Господь накануне Своих крестных страданий. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14, 15, 16, 26), — обещал Спаситель Своим последователям. И вот в пятидесятый день по вознесении нашего Господа совершилось обещанное: на землю сходит Утешитель-Дух Святой.

Троекратно Христос даровал ученикам Духа Святого, даровал апостолам способность проповеди на разных языках, укрепил веру в Святую Троицу, воодушевил на подвиг страдания за Христа и просветил их светом богопознания. Исполненные Святого Духа апостолы пронесли учение Христово по отдаленным странам света и своими подвигами утвердили Церковь Христову.

Великая радость и счастье для истинного последователя Иисуса Христа иметь в себе Духа Святого. Ибо Святой Дух животворит, освящает, обновляет, очищает, умудряет и укрепляет. Через Него познается Отец и прославляется Сын (Ин. 16, 14), Он свидетельствует нам, что мы вновь — дети Божии (Рим. 8,16), Он животворит и облекает силою свыше (Лк, 24, 49), дает премудрость и откровение к познанию Бога (Еф, 1,17), Он — «Благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2,11).

Но не возникает ли у нас тревожный вопрос: а в каком же мы отношении к этому великому дару милосердия Божия? Не приходит ли нам невольно на ум известный случай из жизни первых христиан, когда апостол Павел, придя в город Ефес и найдя там последователей Иисуса Христа, спросил их: Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Деян. 19, 2), а те ответили ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». И хотя мы с вами запечалены Святым Духом от святого таинства Крещения, но многие ли из нас могут сказать, что постоянно имеют в себе Духа Божия?

Ведь если поставить сосуд отверстием вниз даже под проливной дождь, сосуд водой не наполнится. И если оставим наполненный сосуд под палящими солнечными лучами, он вскоре станет пустым. Точно также и с сосудом нашей души. Если он обращен не к небесному, если мы живем неизменными стремлениями и богопротивными делами, душа наша не наполнится благодатью Божией. Если душа наша опаляется греховными страстями, если она постоянно иссушается гневом, злобой, завистью, лихоимством, ложью и всякими непотребными поступками, она опустошается и уподобляется сосуду, выставленному на солнце.

А разве можно быть христианином и не иметь в себе Духа Божия? Слово Божие говорит ясно: «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). И назначение наше — быть храмом Духа Божия. «Не знаете ли, увещевает апостол Павел, — что тела ваша суть храм живущего в вас Святаго Духа, которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6,19).

Как же может человек испытать, живет ли в нем Животворящий Дух Христов? Слово Божие говорит, что присутствие Духа Божия свидетельствуется плодами, которые Он произращает в человеке. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Плоды эти — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Вот в свете этих слов и посмотрим на свою жизнь, на наши мысли, дела и поступки. Являются ли только что названные плоды Святого Духа нашим достоянием? Что нам делать, чтобы спасительная благодать Святого Духа исполнила и наши сердца? «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Вот ответ на вопрос, данный апостолом Петром в самый день Пятидесятницы. Вот повеление для всех и на все времена. Сознательное, глубокое, искреннее и сокрушенное покаяние, очищение души и тела от грехов — непременное условие и верный способ, чтобы уготовить себя для принятия благодатных даров Духа Юожия. А сделав этот первый шаг, пусть каждый идет к источникам, где Благодать Божия изливается особенно обильно. Источниками этими являются святые таинства церковные — Крещение, Миропомазание и в особенности таинство Причащения. Но путь к этим источникам лежит через покаяние — отвращение и очищение от греха. Когда же исполнится душа ваша Благодати Божией, пусть этот Божий дар не будет единоличным вашим достоянием, ибо, как говорит Господь, никто, «зажегши свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). Пусть каждый, с кем мы так или иначе соприкасаемся в жизни, имеет часть в нашей любви, в нашей радости, мире, благости, милосердии, вере. Пусть заботы и чаяния человечества о добре, свободе, мире и справедливости будут нашими общими заботами. Ибо все эти добродетели наши только тогда могут быть раскрыты, когда другие делаются соучастниками в них.

Сегодня мы со всей тщательностью должны заглянуть в свою душу: что найдет в ней Утешитель, являемся ли мы Его достойным храмом, как это должно быть? Сегодня и всегда постараемся со всей ответственностью внимать призыву Слова Божия: «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18) и со всем вниманием отнестись к благопожеланию нашей Матери-Церкви: благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами. Будем помнить всегда, что быть причастниками Святого Духа — это наше назначение от Господа, от Его любви к человеку, это наше непреходящее счастье, это спасение, это залог жизни вечной, к которой предназначены мы Творцом изначально, это то, к чему должны быть направлены наши стремления, дела, молитвы. Поэтому вознесем сегодня и всегда будем возносить каждодневную истую нашу сердечную молитву к Небесному Царю и Подателю благ всяческих — Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в нас, и очисти нас от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Подготовила Е. Палехская, регент храма св. прав. Воина Феодора Ушакова.

IMG_4670

30 мая накануне праздника Троицы в библиотеке им. Горького благочинным Восточного округа игуменом Савватием и семинаристом Дионисием было проведено занятие, посвященное великому православному празднику – Троице. Мы знаем: своими страданиями на кресте и смертью Иисус Христос искупил грехи всех людей. Перед этим Спаситель обещал апостолам послать вместо Себя иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит их на всякую истину. Как это случилось? В Священной истории говорится о том, что внезапно произошел в воздухе необычный шум. В то же мгновение явились разделяющие языки, как бы огненные, и почили на Богоматери и на каждом из учеников. Умея до сего времени говорить только на одном родном языке, апостолы вдруг начали говорить на всех языках, тогда известных. «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках…». На одной из рассматриваемых на занятии икон изображена Богородица и 12 апостолов – учеников Спасителя нашего Иисуса Христа. Над их головами изображены огненные языки. С сошествия Святого Духа на апостолов началась Церковь Христова. Таким образом, было открыто, что все Т

В поселке Заветы Ильича строится деревянный Храм в честь Пресвятой Троицы. В этот же день вечером в домовом Храме в честь святого праведного воина Феодора Ушакова служилось всенощное бдение настоятелем игуменом Савватием. Храм к празднику был красиво украшен. Ветки берез с едва распустившимися листочками укТрасили иконостас каким-то причудливым узором. Молодые березки, свежая зеленая трава создали особую уютную обстановку. На Руси издавна любят этот праздник. Каким понятным и близким теперь оказывается описание его замечательным русским писателем И. Шмелевым: « В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться». В одном из стихотворений тоже говорится об этом:

Как я люблю этот праздник великий

С запахом свежих весенних дерев!

Добрые лица и светлые лики,

Древний торжественный хора напев.

В самый день праздника людей пришло много. В этот праздник в Храмах после Божественной литургии читаются с коленопреклонением важные молитвы о даровании благодати и щедрот, чтобы очистились наши помышления, простились грехи. В этих молитвах и просьбы о помиловании душ усопших.

«Троицы день – день особых молений,

В храме звучащих единожды в год.

И, перед Господом встав на колени,

Просит о помощи русский народ», —

всплывают в памяти строки стихотворения.

На аналое в центре Храма икона «Троица», украшенная венком из цветов. Здесь она не случайна. В этот день церковь в своих молитвословиях и песнопениях чествует и прославляет все три лица Святой Троицы, участвующих в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. В служении Православной вере и Церкви Христовой — особенность истории нашей Родины. Бог един, но в трех лицах. Неслиянность Троицы раскрывает перед нами ту истину, что каждая личность при таком единении сохраняет свое неповторимое своеобразие, сохраняет свою свободу, но и ответственность за всех и вся. Деяния каждого отзываются во всех. Это свойство Пресвятой Троицы на Руси называют соборностью. Святой Сергий Радонежский обратился к идее Пресвятой Троицы не случайно – только соборное сознание может противостоять чувству вражды между теми, кто должен составить народное единство.

На иконе три Ангела расположены в круге и составляют единство. Их лица выражают единомыслие и любовь.

Икону «Троица» написал святой преподобный Андрей Рублев в похвалу преподобному Сергию Радонежскому, потому что он был служителем Святой Троицы. Он утешал людей, мирил князей, объединял всех для борьбы с монголо-татарами. Икона показывает, что единство и любовь могут победить рознь мира сего.

Затем икону вынесли к строящемуся Троицкому Храму и отслужили водосвятный молебен, по окончании которого прошли Крестным ходом с пением тропаря празднику. Согласно русскому обычаю всех собравшихся угостили чаем с пирогами.

Размышляя над духовным смыслом Божественной Троицы, замечаешь, что существует удивительная связь. Эта связь выражается не только в сходстве Ее свойств – единства и неслиянности с особенностью истории нашей Родины. Интересно наблюдать и связь между Православным календарем, Священной историей, Святынями Родной Земли, историей родного края, Русской историей, великими русскими людьми — святыми. Возрождаются традиции, даже в самых удаленных уголках России. Прошлое становится настоящим.

В великий праздник Троицы

Звонят повсюду звонницы,

Чтоб на земле царила вновь

Надежда, вера и любовь.

Аверина Н. Г. – катехизатор Восточного благочиния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.