В своей жизни я три раза сталкивалась с «кризисом», нестабильной экономической ситуацией в стране, дефицитом… Как хотите, так и называйте.
В первый раз это было годах в 80-ых, когда в стране заговорили о дефиците товаров, с полок магазинов исчезли товары первой необходимости, ввели талоны. Вспоминаю, как однажды закончился шампунь, и нечем было мыть волосы. Бабушка научила маму готовить «щёлок» — мягкую воду, и в ней можно было промыть волосы даже обычным мылом. Наверное, этот рецепт бабуля сохранила со времен войны. Сахар выдавали по талонам, причем, сколько детей, столько и талонов. Нам дали по талонам 4 килограмма сахара. Помню, как впереди стоявший мужчина уговаривал продавца дать еще хоть один килограмм, на что строгая тетя Маруся ответила:» Рожать надо было больше!». Конфет в магазине вообще не было. Все, что привозили на автолавке( была такая машина) разбиралось в течение часа. Не знаю, как в крупных городах, но в сельской местности очень плохо было с продуктами. Выручало нас то, что мы держали скотину, мясо, молоко, овощи были свои. Пустые полки магазинов я до сих пор хорошо помню…
Второй раз это случилось в 1996-1998 годах. Я уже молодой специалист, зарплата крошечная — 500 рублей, да и ту дают частями. Выдадут сначала 25% от зарплаты, потом 50, потом остатки. Меня и младшую сестренку, которая приехала поступать в техникум и не поступила, подкармливали тетя и еще одна родственница. Тарелку супа всегда нальют, дадут с собой овощей( у них были дачные участки), или просто чаем напоят. Выслушают, поддержат. Но мне почему-то было стыдно брать каждый раз продукты у тети, у нее и своих трое росло, у мамы я не решалась так часто просить денег, в селе зарплату не давали по полгода.Поэтому однажды зимой 1998 года мы так долго не получали деньги, что потом у нас закончились все пропитание. Ели мы с сестрой картошку в мундире без соли, хлеба и масла. И вот тут-то и состоялась моя первая встреча с Богом, когда я поняла, что такое» Просите и дано вам будет». Я грустная сидела перед иконой, купленной в день Крещения и сказала примерно такие слова:» Господи, помоги нам. Ты видишь, у нас закончились все продукты, нам есть нечего». И немного подумав, добавила:» Но Ты же на Небе, а мы на земле, как ты нам поможешь?». Посидела я еще немного перед иконкой, подумала и ноги сами понесли меня на улицу. Был морозный декабрьский вечер. Обычно оживленная, улица была пустой. И в начинающихся сумерках я увидела на земле деньги. Перед крыльцом общежития, где проходит так много народу, лежали аккуратно свернутые купюры, немного, рублей 30. Но я купила хлеба, масла, соли. И я чувствовала какой-то животный страх, какой-то холодок, когда брала эти деньги. Деньги с неба… И в тот момент я поняла, что Бог близко, и Он слышит меня…
«Дефолт», «кризис» только и было слышно от знакомых. Люди хранили деньги в долларах, боялись их потерять. А мы, молодые, относились как-то очень легко ко всему. » Кто зарабатывает только на хлеб насущный, тому и бояться нечего » — сказала одна моя знакомая. А в молодости вообще все проблемы кажутся легкими и быстро разрешающимися. Мы учились, работали, ходили в кино, театр, куда-то ездили, влюблялись, некоторые знакомые девушки вышли замуж и рожали детей. Вот так прошел второй «кризис».