15 марта поездка в национальное поселение Арка. 120 км от Охотска в сторону Якутии. поселение это раскинулось на правом берегу р. Охоты, напротив белоснежного горного хребта. Красиво.
Со мной в авто руководитель охотского эвенского центра — Ольга Афанасьевна. Вот что я узнал от неё об обычаях эвенов, и кое-что из того, как я себе обычаи эти объяснял.
Когда болеет ребёнок, его сажают и возят на олене.
В стаде есть олени, которых никогда не убивают, они умирают сами, у каждого члена семьи есть такой олень. Еще телёнком, он дарится ребёнку и после своей смерти погребается.
У всех оленей пилят рога, чтобы не дрались. Мне кажется, что оленю пилят рога потому, что это его оружие, оно отнято у него и поэтому он ищет защиты у человека, оленю теперь без человека никак, что на руку, ибо и человеку без оленя тоже — никак. Теперь они вместе.
У эвенов много запретов. Я думаю: Запреты это одно, но знать бы, чем они обусловлены, какую цель преследуют? По-моему когда-то они, или их часть, имела педагогическое значение. Человек, может быть, давным-давно узнал от своего отца, или сам увидел взаимосвязь своего поступка с дальнейшими событиями жизни, как логическими его последствиями. Это передаётся своим детям: не делай этого! Все его слушают. Но вот после его смерти остаётся лишь обычай, его некому реанимировать, вдохнуть душу, некому напомнить о предназначении; без этого остаётся только запрет, и бессмысленная покорность обычаю, переросшая в суеверие.
О детях, которые после десяти лет учёбы в интернате не хотят в тайгу. Но среди младших классов это нежелание не так сильно. Пример. Ольга Афанасьевна, мой спутник говорит: «Мы выезжаем на природу. Собираем ягоду, а потом разжигаем костёр: «Так дети, что теперь надо сделать?» Они подходят и бросают небольшое количество ягод в костёр. «Правильно дети, молодцы, что не забываете – костёр покормить надо в первую очередь». По-моему, это память со времён дописьменных, когда Богу всесожжение приносили люди, но без Бога остался только костёр. Обычай остался – Бог потерялся.
Нельзя просто брать в руки, и просто бить в бубен, чтобы не тревожить духов. « Я положила его,- сказала Ольга Афанасьевна, — и беру только в крайней нужде. Например, только для концерта, и всё».
«Есть ли русские, ставшие на путь оленеводства?» «Нет. Но есть одна француженка, она, во время своего путешествия по северу, влюбилась в образ жизни эвенов. Уехала во Францию, там развелась, вышла замуж за эвена, родила ему ребёнка и теперь живёт в оленеводческой бригаде под Якутском. Я её знаю» — добавила Ольга Афанасьевна
Об эвенах — добрые, приветливые, «чайку не хотите?», пожилые сразу подают стул, приглашают присесть, младшие нет.
«Но когда выпьют — тушите свет!!!» – сказала Ольга Афанасьевна.
В посёлке навестил два дома, в которых детям хозяев, в качестве гостинца, была вручена часть клубники, чудом оказавшейся у меня, благодаря хабаровским друзьям. Потом школа, ДК, библиотека, музей эвенского поселения Арка. Всё с целью подготовки поселян к совместному приезду моему с о. Никанором. Запланированы встречи с жителями, крещение, открытые уроки для старшеклассников и педагогов, кинолекторий, вручение подготовленного приходом и издаваемого ныне молитвослова для эвена; вручение для библиотеки просветительской духовной литературы, дисков с фильмами, охотно переданной аркинцам преосвященным владыкой Ефремом от имени ХДС. Наконец, в последний день пребывания на Арке, после вступительного слова священника начнётся ежегодный праздник Севера, после чего мы с о. Никанором, как и все присутствующие, станем зрителями этого события.
Парочка снимков в довесок:
Во дворе музея. Остов юрты. Сейчас вместо шкур эвены обтягивают его брезентом.
Улица…
Люди приходят, строят, разрушают, а горы стоят и смотрят…
Брошенный ДК…