Вот и подошла к концу Первая неделя Великого Поста, которая отличается особой строгостью. Всю неделю совершались Постовые Богослужения, читался канон прп.Андрея Критского, совершались земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина.
В пятницу первой недели Великого поста по окончании Божественной литургии совершается богослужение в честь и память святого великомученика Феодора Тирона с освящением колива.
В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу вареную пшеницу с медом.
И вот уже с 4 века Православная Церковь празднует память Феодора Тирона, и восхваляет его как низвергателя идолов, защитника и предстателя христианства. И именно в его честь освящает в навечерие субботы коливо, которым он внушил заменить оскверненную пищу.