Наша паломническая поездка проходила по маршруту Благовещенск-Черняево-Зея. Дорога все дальше уводила от Хабаровска вглубь бесконечных Амурских красот, как говорится, от самых границ до Амурского таежного края…
Благовещенск – столица Амурской области
В Благовещенске нас встречала Ольга Аникина – руководитель епархиальной паломнической службы.
Триумфальная арка. Более 100 лет назад у этой арки город встречал цесаревича Николая (будущего царя Николая II), теперь она встречает всех гостей города. Особенно она видна соседям из Китая, который расположен на противоположном берегу Амура.
— Так выглядела эта арка до революции, — говорит наш гид Мария.
Красивое старинное здание, расположеное справа от Триумфальной арки.
А эта картина открылась перед взором цесаревича Николая, когда он сошел с корабля на Амурскую землю.
Крест памяти казакам, погибшим в первую зиму после высадки первопроходцев на берег, основавшим Усть-Зейский пост в 1856-1857 годы. Из 50 человек погибло 26 казаков.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Даже в промозглую погоду он выглядит нарядно.
Около кафедрального собора памятник святителю Иннокентию Московскому и графу Николаю Муравьеву-Амурскому, которые много сделали для освоения Дальнего Востока и закрепления восточных рубежей России.
Могила первого священника г.Благовещенска Алексея Сизова. Он похоронен на территории Благовещенского кафедрального собора.
— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Крестный ход вокруг кафедрального собора. Последние дни Светлой седмицы.
Молебен и елеопомазание перед чудотворной иконой Божьей Матери Албазинская.
Только на Светлой седмице каждый может подняться на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Тамара Никитична взобралась на колокольню самая первая.
— Радость-то какая! Христос Воскресе!
Подворье женского Среднебельского монастыря в честь Албазинской иконы Божьей Матери. Храм в честь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Здесь на подворье, совершенно случайно, мы встретились с матушкой Нилой, мамой нашего дорогого и любимого Евгения – семинариста Хабаровской духовной семинарии. Вот так встреча! «Спасибо, что воспитали такого замечательного парня!»
Вот такие статуи Пресвятой Богородицы расположены с четырех сторон Благовещенска, создавая кольцо вокруг города. Они установлены после явной помощи Богородицы во время боксерского восстания 1900 года. Когда озверелые китайцы расстреливали город с противоположного берега Амура, тогда жители Благовещенска молились Пресвятой Деве 18 дней. Очевидцы рассказывали, что китайцы разбежались в ужасе, когда увидели большую белую женщину, шедшую вдоль Амура. Так город был спасен от разрушения, а жители от верной погибели. Пресвятая Дева до сих пор хранит Амурский край.
Монастырь Архистратига Михаила г.Благовещенск расположен в здании бывшего католического костела. Здесь были подстрижены многие монахи Благовещенской епархии.
Отец Савва рассказал, что строили его поляки, стараясь вписать в городской пейзаж. А после революции они ушли, забрав с собой орган и все ценности. Тогда помещение заняла Русская Православная Церковь и по сей день, здесь идут богослужения.
День в Благовещенске закончился трапезой и задушевной беседой с отцом Саввой. Далее 7-ми часовой переезд до Черняево.
ЧЕРНЯЕВО
Прибыли на вокзал поздним вечером. Там нас встретили прихожане храма цесаревича Алексея Николаевича Романова – последнего казачьего атамана и покровителя казачества.
Храм в честь этого святого не случайно основан именно в Черняево. Здесь до сих пор живут потомки первых казаков, организовавших Черняевскую станицу – Шохиревы, Раздобреевы, Савины и другие всего 10 семей забайкальских казаков.
На следующее утро после пения Пасхального канона мы подарили приходу календарь Паломнического центра, посвященный 400-летию Дома Романовых, которым батюшка нас и благословил, пропев тропарь царственным мученикам.
Поклонный крест на берегу Амура памяти первым казакам. На противоположном берегу Китай.
Казачий пожарный пост. Отец Игнатий посетил новокрещаемого казака и подарил ему иконку.
Музей казачества в Черняево. Здесь сохранились предметы быта первых казаков, переданные в дар их потомками: сундуки, детские кроватки, лапти, самовары, утюги и даже борона.
Старинная икона Казанской Божьей Матери (музейный экспонат)
Портрет Николая II и цесаревича Алексея.
Самовары и глиняные кувшины первых казаков.
А какие в Черняево женщины – «кровь с молоком» про таких говорят.
Две подруги: Лариса и Катерина.
— Нас тут немного в храм ходит. В деревне к нам относятся по-разному. Кто-то уважает, а кто-то говорит, что мы самые грешные, вот и ходим грехи свои замаливать.
А Катерина им отвечает: «Скажите Спасибо, что я в храм хожу, что спите спокойно, а то бы уже давно всех ваших мужиков поотбивала».
Но батюшка Игнатий с ними справляется, хоть у него более десятка приходов.
— Все нам прощает, грешницам, — говорит Лариса.
— Катерина-то смиренная такая, а я не могу стерпеть, как дам или обругаю кого. Потом каюсь.
Проведя день в Черняево, решили было откланяться, да и матушка Олимпиада из Богородично-Албазинского монастыря уже нас поджидала. Но не тут-то было…
А на речку съездить…
А в сосновом бору погулять…
Первые подснежники…
Красота… В это время у нас багульник цветет…
В общем, в монастырь мы приехали только к восьми вечера. По всей трассе нас сопровождало розовое море багульника, а батюшка Игнатий по ходу движения поведал нам, что прежде здесь стояли деревни и жили люди. Теперь все пусто. Лес. Тайга. Золотые прииски.
ЗЕЯ
Про золотые пески нам рассказал и отец Сергий – священник из Албазинского женского монастыря, который вместе с владыкой Лукианом приехал в Благовещенск с запада из монастыря Александра Свирского.
— Только пески наши вокруг Зейского моря. 10 км золотого песчаного пляжа. Вода чистейшая. Приезжайте, когда будет немного потеплее. Здесь еще есть места заповедные, дикие, чистые. Можно будет отдохнуть.
Зейское море нас встретило дождем, холодным пронизывающим ветром и мощными глыбами льда, по которым без страха ходят рыбаки, закрывая зимний рыбацкий сезон.
Источник Святителя Николая. Вода там с высоким содержанием серебра помогает от глазных болезней.
На утреннем акафисте Пресвятой Богородице, который ежедневно пропевают сестры монастыря.
— Жизнь у нас тут простая: труд и молитва, — говорит матушка Олимпиада.
— Хозяйство большое: коровы, куры, гуси, утки, огороды, пчелы. Все свое, домашнее. Строим сестринский корпус, пока сестры живут в деревянных домиках без удобств. Надеемся к следующему году закончить строительство.
— А вон там, на пригорочке три креста – это могилки наших сестер: две схимонахини и одна послушница. Это нам на вразумление, чтобы не забывали, где окажемся вскоре.
Матушка и нам доброе слово сказала: «Вы, паломники как ниточки, которые связывают монахов между собой.»
Мы там бывали, там бывали. Привезли сестрам гостинцев из Благовещенска от матушки Татьяны. А монахине Вассе, которая еще не так давно обустраивала храм в Черняево, привезли поклон от Черняевцев: «Все вас любят и помнят».
И так тепло стало на душе.
Батюшка Игнатий по приезду пошел к могилкам похристоситься с сестрами: «Матушка Матрона, Христос Воскресе! Матушка Анфиса, Христос Воскресе! Потерпите, миленькие, до всеобщего Воскресения. Спасет нас всемогущий Христос!» И мы запели пасхальный тропарь: «Христос Воскресе из мертвых…» Благодать.
На дорожку мы попарились в баньке, купили у сестер монастырского творожку со сливками и отправились в Хабаровск, увозя в своих сердцах впечатления от благодатной Амурской земли: от ее бесконечно красивой природы и ее бесконечно добрых и открытых людях.
Слава Богу за все!
Насчет»последнего казачьего атамана и покровителя казачества».
Он не последний Атаман, а последний Верховный царского рода.С 1991 года когда началось возрождение казачества Верховным стал Президент России.