По поводу выхода нового фильма Павла Лунгина «Царь», сейчас много спорят. Как православные, так и не очень, разделились на два лагеря – одни ругают режиссёра за «клевету» на Россию, другие ценят «правдивость» киноистории. Но наверное, как всегда в таких случаях, правда где-то посередине! Советская власть приучила нас воспринимать нашу историю (раньше учили, что до 1917 г, а теперь до 1991 г), как нечто негативное. Как череду неурядиц, бед и бездарных правлений. Нам порой сложно понять, глядя на благополучный Запад, что Русская история по своей жестокости не так далеко ушла, даже от европейских стран. Но и облачать тирана, в одежды праведника, тоже не стоит!
Часто «защитники» Иоанна Васильевича от очернения, приводят факты из его «доопричного» правления – мол, и реформы провёл, и территорию государства увеличил в разы и многое, и многое другое! Соглашусь, что есть в этом заслуга самодержца, и об этом нужно говорить. Но нужно также и говорить, о том, что своими последующими действиями, он чуть не поставил под угрозу – само существование Российского государства! Ведь что Иоанн Четвёртый оставил после себя? Разве период Смутного времени – не следствие его правления?
Ну и самое главное – для меня, как человека верующего, важнее, отношение данного правителя к вере. Или мы уже стали государственную идеологию ставить выше заповедей Господних? Канонизированные Церковью мученики – свидетели не в пользу грозного самодержца. А значит все его государственные достижения – перечёркиваются его преступлениями. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26)
Фильм – не попытка проиллюстрировать учебник истории! Фильм «Царь» – это притча, о власти, об отношениях между Богом и тираном. Вспомним последнюю сцену картины – оставленного своим народом Иоанна. «Где мой народ?!» — это и есть наказание Божие, одиночество и богооставленность — урок для любого правителя.