Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (От Матфея 12:39).
Посмотрел фильм «Чудо», снятый по мотивам «Зоиного стояния» — чуда, происшедшего в 1956 г в г.Самаре. После просмотра остался какой-то неприятный осадок, что-то не так с изображением действительности в данной кинокартине. Посмотрел в сети, а там уже во всю обсуждается фильм, причём как и в случае с «Царём» Лунгина, православные разделились на два лагеря. Одни, родившиеся в постхрущевское время и проживающие в Москве, осуждают фильм, за то что неверно отображена социальная среда и религиозная обстановка. Другие, возрастом постарше и живущие в провинции, подтверждают точное воспроизводство быта и взаимоотношений между людьми той поры. Вот оно как, прошло каких то 50 лет, а мы. представители следующего поколения, уже не в состоянии отличить подлинную историю от подделки, настолько искажено наше представление. Что уж говорить о временах четырёхвековой давности (вспомним, ещё не отгремевшие споры о фильме Павла Лунгина об Иване Грозном)!
Но если право старшее поколение, и в «Чуде» мы видим реальное духовное состояние народа, то это лишь подтверждает мнение, что в советский период нашей истории (не имеет значение при Сталине или при Хрущёве) мы пережили трагедию, по своим масштабам, значительно большую, времен Ивана Грозного! В ту эпоху, чудо (подобно чуду исцеления опричника святителем Филиппом в фильме Лунгина) меняло жизнь людей, обращало их к правде. В киноистории Зоиного стояния, мы видим, что чудо не только не обращает людей к вере, но служит соблазном для самих верующих. А сколько чудес происходит сегодня — мироточат иконы, обретаются нетленные мощи… но многих ли это заставляет менять образ жизни? Вот и фильм о том, что даже явное чудо не в состоянии нас изменить, настолько огрубели наши сердца.
Фильм замечателен своей «неелейностью», то есть режиссёр не ставил задачу создать благообразную историю об обретении веры. От этого и главные герои потрясённые чудом, не делают главного вывода. От того и священник, показан настоящим, живым, трагически попадающим в ловушку, ловко расставленную уполномоченным по делам религии. К месту оказывается диалог батюшки со своим сыном о несении своего креста.
Советую посмотреть фильм — верующим и неверующим, чтобы каждый сам смог определить своё место в том «аду» (именно такое ощущение остаётся после кино) хрущёвской оттепели.
А на очереди третий фильм, касающийся православной тематики. «Поп» — картина, посвящённая истории Псковской миссии. История о сложном положении православного духовенства служившего на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны.
Жаркое кинополугодие выпало для православных! Но может это и хорошо, что тема веры наконец то проникла в художественное кино?!
9 комментариев на «Быль»