Второй день нашего пребывания в Уделе Божией Матери был отмечен поездкой по ряду монастырей полуострова. Старый Руссик – первый русский монастырь – сейчас там ремонт, и мы проезжаем мимо.
Андреевский скит — некогда русский, теперь там подвизаются греки. Храм с русским иконостасом – с иконами написанными в академическом стиле, но кое где уже естьгреческие образы и настенные росписи. Следующая обитель – Ильинский скит. Тоже бывший русский. Зная историю того, почему эти, некогда процветающие скиты с многолюдной братией, оказались под управлением греческих монахов, складывается ощущение, что именно по нашим грехам Господь лишил нас двух больших обителей на Святой Горе.
В Ильинском скиту мы познакомились с настоятелем отцом Иоакимом. Бывший капеллан греческой армии в чине полковника, отец Иоаким оказался очень прост в общении – кого-то потрепал за ухо, кого-то приобнял. Непосредственность и располагающая открытость привлекли внимание наших паломников. Несколько минут тёплого общения настоятеля с владыкой, и у меня сложилось впечатление, что многим детям можно было бы поучится у этого убелённого сединами старца беззлобию и доброте.
А далее наш путь лежал в Ватопед, второй по значимости после Лавры св. Афанасия монастырь Афона. К сожалению (а может и к счастью, так надоели эти вечно щёлкающие «папараци»)фотографировать в монастырях нельзя, поэтому ни самих чудотворных икон, ни других достопримечательностей снять мне не удалось. А посмотреть и прикоснуться было к чему.
В Ватопедском монастыре есть ряд святынь, которые обязательно выносят на поклонение паломникам. Это — пояс Богородицы и глава святителя Иоанна Златоуста. Причём у главы святителя – нетленное ухо. Наш экскурсовод – отец Паисий из Пантелеимонова монастыря пояснил, что на это ухо святителю надиктовывались толкования на послания апостолов… У другой святыни – «Закланной» иконы Божией Матери, нам поведали историю о монашествующем, который в гневе ударил ножом образ Богородицы, за что он был наказан. После покаяния «Богородица явилась ему и обрадовала его прощением, но сказала, что дерзкая его рука должна испытать осуждение во второе пришествие Христово. Когда, по афонскому обычаю, по истечении трех лет открыли кости умершего, ужасное зрелище поразило всех: все кости покаявшегося виновника были светлы, дерзкая же рука осталась не истлевшей и почерневшей».
Как относится паломнику 21-века к подобным утверждениям? С улыбкой и иронией – как к красивой легенде, предназначенной для эскурсоводов и их слушателей, либо с вниманием и рассуждением, о том, как наши верующие предки серьёзно, порой буквально, относились к евангельским словам Спасителя. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф 5:29,30). Посредством тех или иных органов чувств (зрение, слух, осязание), мы можем впасть в искушение, но и через эти же органы мы можем совершать добрые дела. Такими вот посмертными знаками (нетленное ухо святителя, почерневшая рука), Господь учит и вразумляет нас.
Так прошёл второй день нашего афонского жительства.
Внутри главного собора
Фото автора
6 комментариев на «По Афону, или Почему у главы святителя Иоанна Златоуста нетленное ухо?»