Третий день нашего пребывания на Афоне – впереди столько мест, столько святынь, тысячелетняя история Афона настолько насыщена, что кажется её можно нарезать пластами ножом и рассматривать на срезе исторические «прослойки». С этим сталкиваешься,когда посещаешь греческие монастыри. Древнейшие фрески и иконы… сразу вспоминаются наши молодые дальневосточные храмы, которым от силы 10-15 лет, да тот же зал древнерусской иконы Третьяковской галереи. Там, в галерее под стеклом и запорами находятся наши святыни, некогда спасённые от уничтожения в годы лихолетья. Сегодня мы только так и можем себе представить церковную древность под «взором» осциллографов климат-контроля и музейных хранителей. А на Афоне, ты прикасаешься к этому запросто, не боясь «утратить культурную ценность». Непривычно – дыхание средневековья и не в музее. Нет, я не намекаю на возврат иконы Святой Троицы Андрея Рублёва в Лавру, достаточно открыть доступ для совершения богослужений…
Иначе обстояло дело с посещением «мельницы» преп. Силуана Афонского – русского святого 20-века. Наша молитва пред образом на иконостасе Ильинского храма, с которого сошёл Сам Спаситель, в ответ на прошение преп. Силуана, казалась «обыденной». Свежевыкрашенные полы, простота убранства иконостаса и обоих храмиков, образ Спасителя письма века 19-го – никакого «слоёного пирога истории» и ощущения древности. А всё же, чудо было, ведь не в древности и слое пыли дело! Если есть вера и жажда Богообщения, то и «софринская» картонная литографическая иконка будет «пророчествовать».
Фото: автора
2 комментария на «АФОН: Слоёный пирог истории»