Вечером поздним к нам постучали в дверь. На пороге стоял человек высокого роста, худощавый, с обветренным лицом, обрамленным седой бородой, с живыми, умными глазами. «Иван», — представился он. Направляется на о.Сахалин и непогода застала его в пути, попросился переночевать, в ожидании парома. Человек оказался очень интересный, писатель, с богатым жизненным опытом. Сам — из центра России, объездил много святых мест, в том числе бывал на о.Афон. И вот что он рассказал о том, как добирался из Хабаровска в наши края:
Путешествие обещало быть интересным. Оно собственно и было таким.
Пересказывать все мои странствия по России нет времени, да и это формат целой книги, которую Бог даст я когда-нибудь напппишу. Но сейчас моя цель была достичь самого загадочного острова России.
Время начало февраля зима, что называется в разгаре и, я грешный стою на перекрестке дорог хабаровского края. Прямо дорога на Комсомольск на Амуре, направо мое направление на Императорскую гавань, ныне называемую Сов Гаванью и на порт Ванино. Судя по указателю расстояние от развилки 350км.
Я люблю путешествовать автостопом, в таких странствиях часто встречаются интересные люди, которые расскажут тебе такое, что не узнаешь и за годы научных экспедиций. Много из них верующие и в кабине у некоторых висят иконки троицы, Николая Чудотворца или именного ангела хранителя, но есть и убежденные атеисты, которые ни во что не верят, кроме как в самих себя. Основных довода к их неверию два. Первый если бы был Бог, то не было бы столько зла на земле, а второе если Бог есть, покажи мне чудо. Все мои рассказы о чудесах для них ничто и для всех моих чудес у них есть материалистическое объяснение все мною описанное у них находит объяснение через естественные причины. Убедить их нельзя никаким образом. А они все настаивают, а ты меня убеди. Хочется им ответить как Диоген ответил ростовщику, который не давал ему денег.
«Если бы я мог тебя убедить, то я убедил бы тебя удавиться.» Шутка, конечно.
Сейчас, я грешный, стою и голосую уже более часа на дороге, ведущей меня к Сахалину. Мимо как обычно пролетают грузовые и легковые автомобили. Никто не тормозит и не интересуется моей скромной особой с рядом лежащими внушительными рюкзаками. Но, я то, знаю, что это не те люди, с которыми мне ехать в Ванино, ибо Господь в нужное время пошлет мне нужного человека. И я его жду. Да сейчас зима и холод сковал все вокруг, но к этому я привык и люблю зимние путешествия автостопом не менее летних.
Некоторые считают, что путешествовать в одиночку опасно и водители боятся одиночек. В общем, они правы. Вспоминаю, как меня на Памире на дороге у Джалалабада похитила киргизская мафия и пыталась сделать рабом, но с помощью Казанской Божьей Матери мне удалось бежать из дьявольского осиного гнезда.
В лихие 90 в бытность мою на трассе М-52, ко мне подъехали грабители на мотоцикле с коляской, но видя мою более чем скромную одежонку и рюкзачок, махнули рукой и уехали, на прощание крикнув: Это турист!» Бывало что и бандиты подвозили меня на своих тачках и не стесняясь говорили о своей профессии, но молитва и с ними творила чудеса. И они доставляли меня в необходимое мне место в целости и сохранности.
Прочитав заблаговременно молитвы, я не боялся ни людей, ни зверей, тем более что имел опыт ночевок и в лесах и в горах и пустынях и, в зной и в дождь и даже в лютые морозы. Хотя все же хотелось, такая ленивая человеческая натура, сразу очутится в тепле и в готовом жилье, в худшем случае в зимовье, где есть печка-буржуйка.
На трассе все непредсказуемо.
Иногда машины брали путешественника быстро достаточно было протянуть руку, как они стопили перед хичхайкером, но бывало что уходили часы и из множества мелькающих на трассе машин ни одно авто и не думало приблизиться ко мне. Проезжавшие в машинах лишь корчили мне страшные рожи и показывали знаками, мол иди пешком. Хуже если это было где-нибудь в лесу или степи, да еще на хорошем морозе. Тогда ты чувствовал, что называется Богооставленность и молился Божьей Матери Взыскание погибших, Николаю Угоднику, Святому Христофору, покровителям путешественников и всем святым, как утопающий, цепляющийся за соломинку неустанно твердил молитвы, давая обеты угодникам в ближайшем храме поставить им самую большую по средствам свечу.
Здесь на развилке на Комсомольск и Ванино, хотя был шестой час вечера, я стоял уверенно, потому что в двухстах метрах от меня на другом краю была харчевня, так что было где погреться, в случае чего, если придется ждать машину до утра.
Кроме лихих людей на дороге могли быть и звери. Водители нередко мне рассказывали истории, когда в этих краях тигры перебегали дорогу, бывали случаи, что бросались на машину, когда на охотников нападали медведи-шатуны и пр. На всякий случай я взял петарды, правда, скорее это было сделано для самоуспокоения, чем для защиты. Потому что как показывал опыт что в решительные моменты спички и даже зажигалки, как правило, не зажигаются, и даже зажженные петарды часто почему-то в нужный момент не взрываются. Да и против зверя более надежен фальшфейер, но их у меня не было, хотя и от него мало пользы, ибо горит он пару минут от силы. Так что опять остается лишь одна надежная защита, — молитва.
Наконец, передо мной остановился трайлер, водитель, выглянул в окно и улыбнулся. Он сказал, что он взял бы меня, но вот беда, он ждет друга и, тот будет ночевать у него в кабине.
Расстроенный я взял рюкзаки и хотел уже идти греться в бистро. Как сзади услышал крик.
— Ладно, давай грузись, что-нибудь придумаем.
— И вот мы уже катим на КамАЗе по накатанной снежной дороге сквозь заснеженные джунгли амурской тайги. Когда-то здесь с экспедицией прошел полковник писатель ученый Арсеньев, но сегодня уже мало осталось подобных подвижников.
Временами преодолеваем перевалы, временами ветхие мосты с угрожающей надписью (Не более 20т). Когда вес нашей колымаги не менее полусотни. Иногда нас обгоняют вездесущие лэндкраузеры, реже мы обгоняем грузовики.
Мой спутник рассказывает, как когда-то имел бизнес в Хабаровске и был сам директором некоего ООО, но Господь его смирил, когда спустя немного времени в деле его кинули его же приятели, а другие, обвинив в неуплате налогов, даже упрятали в тюрьму. Но он ни о чем не жалеет ибо прошел хорошую школу жизни. Суровые испытания жизни сделали его верующим. И эта работа, водитель-дальнобойщик, которая, наконец, стала его настоящей профессией, — ему тоже нравится. Он везет груз на паром из ДСП, который его доставит на Сахалин. Так что честно зарабатывает на свой кусок хлеба.
Периодически он переговаривается с шефом по мобильнику, с фирмой в Хабаровске. Но сейчас все в порядке и мы едем не особо торопясь. Остается еще проехать 25км до стоянки, где будет наш ночлег, конечно, в кабине. Пару раз мы останавливаемся и он разогревает на газовой плите кофе, мы пьем его закусывая бутербродами, такова кочевая жизнь. Мы не торопимся, куда торопиться с таким грузом, тем более зимой, тем более по такой дороге, ведь впереди нас ждет еще немало перевалов.
Во время одной из остановок он одевает цепи. Я по опыту знаю, что это помогает, на крутых перевалах, но не всегда. Со мной был случай, когда на подъем, фура с четырьмя цепями на колесах, не смогла въехать на не самый крутой перевал, и водиле пришлось до утра ждать тягач.
Хотя дорога и не самая опасная, но 325км до Ванино без поселков с перевалами и хлипкими мостами, — не сахар. Главное, что бы не поломался мотор, не лопнуло колесо и чтоб мы не попали в аварию или не ушли, как это я видел не раз на трассах происходило с фурами в кювет.
За время моих путешествий и происшествий со мной бывало на машинах не мало. То колеса лопаются довольно часто, причем в самых неудобных местах дороги и на их замену уходят часы. В кювет, слава Богу, не падали, но однажды с фуры, на которой я ехал, на перевале слетело левое колесо, к счастью водитель это успел вовремя заметить. Мягких касаний сзади и спереди с другими авто, тоже было немало, но, слава Богу, — обходилось без аварий.
Опасные были ледовые переправы, когда водитель говорил, чтобы я открыл дверь и смотрел, чтобы мы не ушли под воду. Раз провалились все же на вездеходе в речку на Полярном Урале, с метким названием, — Халмерью, что на вогульском значит — «река мертвых», но в ней к счастью было мало воды и с помощью другого вездехода мы смогли выбраться. Другой раз с бурятами на жигулях с летней резиной съезжали с Баргузинского перевала у Байкала и, хотя машина повернулась боком и желала катиться, в другой плоскости, но молитва и тогда заставляла ее вращаться лишь вокруг собственной оси.
Самые опасные были горные перевалы, Памира и Тянь-Шаня, где тоже нужно было открывать дверь кабины и смотреть под колесо, не висит ли оно над пропастью и хотя и там не мало машин улетало в Маракотову бездну, но нас Бог миловал.
Бывали и случаи, что машины лихо меня обгонявшие на трассе, потом попадали в аварии, или я их уже видел в кювете, о чем я узнавал проезжая мимо немного времени спустя. Но промысел Божий меня берег недостойного.
Казалось, ничего страшного не предвещало провидение и сейчас. Был второй час ночи и дабы водитель не спал, я его развлекал рассказами, о своих путешествиях, забыв золотое правило жизни, о том, что враг не дремлет, когда мы спим. Конечно, мне нужно было читать Иисусову молитву, а не лясы точить. Но тогда я и не мог представить, что ждет нас вскоре.
Все шло хорошо, мы лихо катились по ровной и временами почти идеальной дороге. И опасность действительно вскоре пришла оттуда, откуда не ждали.
Вдруг мой спутник резко затормозил и открыв дверцу кабины, побежал назад посмотреть все ли в порядке.
Его долго не было и я, тоже подбежал к нему. То что я увидел привело меня в ужас. На дайвере лица не было, он был в панике. Из под задних колес прицепа вырывалось сильное пламя. И кажется оно только начинало разгораться с каждым мигом все сильнее и сильнее.
-Что ты смотришь, горим, туши пожар..! — в голосе водителя звучали паника и растерянность. Мой новый приятель голыми руками брал комья снега с обочины и пытался затушить разгорающееся пламя, но это ему явно не удавалось. Я тоже присоединился к нему и стал залепливать колеса снегом. Но пламя разгоралось все сильнее и не желало отступать.
— Ох черт, — огнетушитель был бы пенный? И сколько меня можно учить. Видимо, мой спутник уже представил, что машина сгорела, и мы остались одни среди холода дороги в ночи. Я быстро закидывал пламя снегом. Странно, хотя ум сознавал опасность, но на душе было почему-то спокойно.
А про себя лихорадочно повторял лишь одну фразу.
— Матерь Божия Неополимая купина, — спаси!
Машин как на зло не было. Ни с одной стороны. Но вот, наконец, возле нас затормозил грузовик. Из него сразу выскочил водитель, но вот беда у него тоже не было огнетушителя, а огонь между тем разгорался все сильнее.
Наконец мой спутник сбегал к кабине и принес лопату и ей стал забрасывать огонь снегом. Мы работали как угорелые, сбивая пламя комьями снега и наши усилия, наконец, увенчались успехом. Пламя мало — помалу, стало стихать. После чего мы перешли к правым колесам и стали там сбивать пламя. В течение часа мы трудились как проклятые и Господь нам помог, — пожар мы затушили. И хотя молчали, после всего испытанного, в душе были счастливы, что все так благополучно окончилось.
Но еще долго стояли у колес, боясь рецидива пожара шины невзирая на снег и мороз все еще были горячие. Уже в кабине за чаем, которые мы с удовольствием пили, пытаясь согреться Виктор, так звали водителя, — объяснил мне опасность нашей ситуации.
Обычно такой пожар без огнетушителя потушить невозможно, видимо заклинило тормоза и от сильного трения загорелось масло в прокладках шин, а от него и сами шины. На ветру они горят довольно быстро. Водители побывавшие в подобном огненном переплете, говорят, что шансов потушить прицеп практически нет, через несколько минут после того как загорелись колеса лопаются шины и весь прицеп начинает полыхать. Горит он 7 от силы 10 минут, а с нашим грузом ДСП все могло быть намного быстрее. Самое большое, что можно сделать в таком случае, — это в начальной части пожара отцепить прицеп и спасти машину от огня угнав ее подальше.
Я слушал Виктора и думал: «Нет не нашей силой и снегом мы потушили пожар, а чудом Божьим, по молитве Божией Матери . И в конце ему выдал: «не потушили бы мы сами пожар, Бог помог!» Виктор тяжело вздохнул и молча кивнул головой.
Так, что мои дорогие, — чудеса и сегодня случаются, по нашей крепкой молитве и вере.
П.Р.