24 января в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол по теме «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера — наука — психология человека)». Вели заседание митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор В. В. Рубцов.
Круглый стол открыл член корреспондент Российской академии образования В.И Слободчиков. Профессор призвал, начиная разговор о духовно-нравственном воспитании, прежде всего определиться с каждым из этих понятий, а потом уже их объединять. «Нравственность не обязательно должна быть христианской, — подчеркнул профессор. – Нравственные нормы вытекают из определенного уклада жизни, это исторически сложившиеся правила, регулирующие отношения между людьми. Мы в рамках своей православной культуры под нравственностью автоматически понимаем христианство. Но уклады жизни бывают самые разные. Нравственность сама по себе не духовна. Даже в уголовном мире есть законы, которые переступать нельзя.»
По мнению докладчика, определиться с терминами особенно важно, когда речь идет о педагогике. Сейчас то и дело мелькает термин «духовно-нравственное воспитание». Педагоги легко произносят эти два слова, сливая их вместе. При этом имеется в виду довольно неопределенное представление о воспитании «хорошего человека».
Что касается духовности, ее В. Слободчиков видит в отказе человека от собственной «самости». «В вере, помимо доверия, есть еще и верность, — сказал докладчик. – И бесы веруют. А вот насколько мы верны – настолько мы духовно развиты.»
По мнению В. Слободчикова, сегодня происходит подмена понятий. Раньше, во времена, именуемые «эпохой темного средневековья», образование понималось как восстановление в человеке образа Божия. Сейчас же речь идет об «образовательном стандарте», то есть ставится задача человека просто использовать. Духовно-религиозное знание подменяется информированностью. Самый главный источник просвещения сегодня — интернет. Информацию можно даже не запоминать, достаточно запомнить, на какую кнопку нажать, чтобы ее найти в сети. Если педагог останется только источником знаний, интернет его полностью вытеснит. «Поэтому мы должны восстановить православный смысл просвещения, — сказал профессор. — Духовно-нравственное образование – это встреча с живой религиозной культурой, а не информация о ней. Это встреча с живыми носителями этой культуры. С моей точки зрения, никакого образовательного стандарта быть не может. Образование уникально. Это атрибут бытия человека, а не утилитарно-служебная функция.»
Выступление второго докладчика, преподавателя теологии МГППУ священника Вадима Коржевского было посвящено месту христианской психологии в системе научно-психологического знания. О. Вадим начал с того, что назвал психологию наукой, окончательно не сформировавшейся, с неопределенной областью исследования, толком неустановленными задачами и несовершенной терминологией. Подвергнув критике материалистическую психологию, рассматривающую душу как одну из форм жизнедеятельности физического организма, о. Вадим напомнил, что первоначально — у Платона и Аристотеля – психологическая наука воспринимала душу как особое, отдельное от тела начало. Эта же традиция продолжилась в трудах Тертуллиана, Бл. Августина, Григория Нисского. Однако дальнейшего развития христианская психология не получила. Зато с XIII-XIV веков на основе христианского мировоззрения на Западе возникает особый тип науки о душе – схоластическая психология. Это направление господствовало вплоть до XVII века. Дальнейшее развитие психологии привело к забвению накопленных христианской традицией знаний о душе. Но без этих знаний невозможно объяснить многие явления психической жизни человека. Требуется их вернуть и вновь ввести в область науки. «Это непросто, — подчеркнул докладчик. — В первую очередь, потому, что христианская психология тесно переплетается с религиозным мировоззрением, которое сегодня противопоставляется науке. Тем не менее, большинство людей научного мира представляют душу как особую отличную от тела субстанцию, неосознанно поддерживая тем самым точку зрения психологии религиозной. В любом случае христианская психология может иметь место в научной среде и должна занять там свое место.»
Далее на заседании развернулась дискуссия о потребительском сознании современной молодежи, о проблемах воспитания воли и чувства ответственности. Вспомнили о свт. Феофане Затворнике, высказывавшемся о необходимости создания христианской науки о душе. Прозвучал и вопрос о том, в чем смысл христианской психологии? Было высказано предположение, что эта наука должна ставить своей целью спасение души. На что ведущий круглого стола митрополит Игнатий возразил, что делу спасения служит Церковь. У науки другие задачи, хотя опосредованно и она может привести человека к спасению.
Евгения ВЛАСОВА, журнал » Нескучный сад»