11 февраля 2012 года епископ Бикинский викарий Хабаровской епархии Ефрем (Просянок) на богослужении будет в новых одеждах.
В ризничной ХДС две мастерицы — сестры Наталии заканчивают трудиться над сборкой скрижалей вышитых золотыми нитями на красной ткани.
Скрижали одеваются поверх епископской мантиии. Вышитые буквы означают год рукоположения во епископа от Рождества Христова и год от сотворения мира.
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Помещение по пошиву и ремонту облачений священнослужителей .Лицо, заведующее ризницей, называется ризничим.
СКРИЖА́ЛЬ, СКРИЖА́ЛИ ЗАВЕ́ТА (старословянское слово скрижаль, от скра, скрига — «камень»; польск. skrzyzal — «каменная плита»; греч. plax; petra — «камень»). Скрижаль — камень, плита, таблица с надписью. В нашем случаи скрижаль вышита на красной ткани золотыми буквами.
Скрижали – каменные доски с высеченными на них десятью заповедями, данными Богом еврейскому народу. Скрижали или поматы(от греч.– крышки) в виде прямоугольников из материи красного или зеленого цвета нашиваются на мантию епископа спереди вверху и внизу. Внутри верхних прямоугольников изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижали означают, что епископ в своем служении руководствуется заповедями Божиими. В прошлом цвет скрижалей, как и мантии, зависел от кафедры или класса монастыря (см. мантия), богослужебного применения мантии, т.е. от праздника, в который она надевалась, а также от личных заслуг обладателя мантии. На выбор изображений на скрижалях влияли следующие факторы:
• символическое значение, которое должны нести скрижали,
• небесный покровитель монастыря или кафедры,
• праздник, в который надевалась мантия, т.е. ее богослужебное применение,
• исторические события, связанные с монастырем
Архиерейская мантия — это одеяние епископа во время торжественных процессий и церемоний при входе в храм, после чего она скоро снимается, так как архиерей облачается в богослужебные одеяния. Лишь некоторые службы архиерей может совершать в мантии и епитрахили. Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но пространней и длиннее ее. Архиерейская мантия фиолетового цвета.
По обеим сторонам разреза спереди мантии вверху, у плечей, и внизу, у подола, нашиваются четырехугольные платы с отделкой по краям и изображениями крестов или с иконами внутри верхних прямоугольников. Эти нашитые платы называются скрижалями и знаменуют собой, по блаженному Симеону, архиепископу Солунскому, Ветхий и Новый Заветы, коими епископ должен руководствоваться и из коих должен черпать мудрость в поучении Церкви, ибо он есть учитель Церкви. Учительную благодать епископства символически изображают на мантии источники, или струи, — длинные нашитые ленты иной материи, чем сама мантия, пересекающие ее спереди в три ряда по две полосы в каждом. Первый ряд проходит под верхними скрижалями, второй — в центре мантии, третий — над нижними скрижалями. Далее все ряды полос проходят по бокам мантии на спину, огибая мантию со всех сторон. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, усваивает этим источникам значение благодати учения епископов, которое всегда истекает из Ветхого и Нового Заветов. Три ряда источников знаменуют также сугубую благодать Пресвятой Троицы, окружающую, как бы покрывающую со всех сторон епископа. Мантии такого вида появились в XVIII в. До этого мантии имели различные цвета и обладали знаками, отличающими патриаршие мантии от митрополичьих, архиепископских, епископских.
В древней Церкви архиерейской мантии не было. Она появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским патриархам, от которых затем перешла к прочим епископам. Смысл этого дара состоял в том, что царь как бы вверял новоизбранному патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть как бы делился своей властью с патриархом, ибо мантия была царским облачением. После того, как архиерейские мантии (с XV в.) перестали быть дарским даром и вошли затем во всеобщее употребление архиереев, в них можно видеть символ полноты Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь Небесный Своих подражателей. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелоня, саккоса и омофора, так как носится тогда, когда на архиерее нет этих (за исключением омофора) богослужебных облачений.