…— Видела сюжет, в котором вы рассказывали, как освящали оружие на Северном Кавказе. Разве можно освящать оружие, из которого, вполне возможно, будут стрелять по людям?
Марина К.
— Был такой сюжет. Командующий внутренними войсками по ДФО генерал-лейтенант В.Н. Стригунов (на тот момент) пригласил меня принять участие в поездке в Дагестан, где находился хабаровский отряд ВВ. Я поехал и был там с ними 4 дня. За это время мы совершили таинство Святого крещения в Каспийском море, желание выразили 60 человек! По их просьбе провели много бесед, служили Божественную литургию, исповедовали, причастили наших воинов. По их же просьбе освятили место проживания и оружие. Что такое освящение? Это призывание благодати Божьей на сам предмет (вода, икона) и на того, кто им будет пользоваться. В том числе и на оружие. Ведь с его помощью можно защищать от зла, а можно убивать, т.е. творить зло. Совершая это таинство, священник молится о том, чтобы Господь даровал воину, которому вручено это оружие, мудрость и силу употреблять его только для охранения беззащитных, для защиты нуждающихся.
— Но вы же не можете знать, с какими целями оно будет использоваться?
— Конечно, не могу! Поэтому я и прошу об освящении Господа. Он все знает и все ведает, а я только прошу Его об этом.
— На какие темы не любите разговаривать? Наверняка есть неудобные вопросы.
Михаил Егоров
— Неудобных вопросов и тем не существует, ответы могут быть неудобными. За две тысячи лет своего существования Церковь ответила на все вопросы, какие бы ей ни задавали. И кто бы ни задавал. Не всем эти ответы были удобны и приемлемы.
Вопросы могут быть грубыми, провокационными, но не неудобными. Все зависит от цели вопрошающего. Часто за вызывающей, грубой формой крик израненной души о помощи, сомнение, доходящее до отчаяния: а вдруг и этот не поймет? Оттолкнет вежливым равнодушием, высмеивать начнет. Если человеку необходим ответ, его нужно дать в любом случае.
— Я слышала, что при Хабаровской епархии открылся клуб анонимных наркоманов. Надо ли брать их под свою опеку, все-таки наркотики — это социальное зло?
Наталья Андреевна
— Это социальное бедствие, а не зло! Именно поэтому и «нужно брать таких людей под свою опеку». Им, попавшим в эту страшную зависимость, как никому другому необходима помощь Божия, а Господь через своих священнослужителей обязательно ее подаст. Ребята — наркоманы, теперь уже бывшие, понимают и чувствуют это, посему и обратились к нам. Результат — люди остаются «чистыми», т.е. не употребляют наркотики.
Сейчас они встречаются на территории Христорождественского храма (что возле вокзала) по вечерам, несколько раз в неделю (тел.31-01-31), около 50 человек приходят на занятия. Мы открыты всем нуждающимся в поддержке. В каждом районе города должна быть такая община. С этой целью мы обратились к мэру Хабаровска с просьбой помочь. Александр Николаевич откликнулся, выделил несколько помещений.
— Скажите, как физик мог стать священнослужителем? И видитесь ли вы с друзьями из мирской жизни?
Андрей Попов
— В том, что физики становятся священнослужителями, нет никаких противоречий. С помощью науки человек постигает мир материальный, а посредством веры — духовный. Это совершенно разные, непересекающиеся области, каждая из которых сотворена Богом. Для человека. И если они остаются в своих границах, обе неизменно ведут к познанию Творца.
Что же касается друзей… Когда я принял монашество, то, согласно традиции, оставил прошлую жизнь в прошлом. Так было в течение девяти лет пребывания в монастыре. Но затем Святейший патриарх благословил меня на архиерейское послушание, главная цель которого свидетельствовать о Христе и создавать условия такого свидетельства. Всем, в том числе и моим мирским друзьям. Но они настолько привыкли ко мне другому, прежнему, что с трудом воспринимают меня нынешнего, с трудом понимают. «Несть пророка в своем Отечестве». Хотя время идет, люди меняются: недавно один принял Святое крещение, одна пара венчалась. Я готов беседовать о Христе с каждым человеком, лишь бы у него было желание.
— Как вы проводите свое свободное время?
Александр
— Мое послушание — руководить Хабаровской епархией и Приамурской митрополией — занимает очень много времени. Свободного почти не остается. Когда выпадает час-другой, прежде всего читаю и, конечно же, церковных писателей.
Но одновременно понимаю, что необходимо и телу внимание уделять. Стараюсь делать зарядку по утрам, играю в большой теннис. В миру занимался этим видом спорта «профессионально» и теперь достаю ракетку, но изредка и исключительно для укрепления здоровья. Очень люблю беседовать с людьми. Часто замечаешь при этом, как совершаются в них лучшие движения души, проявляется образ Божий. Это радует и дает силы. Так что к встречам открыт.
Виолетта Бабукина
— Самые разные люди, с самыми разными вопросами. Стараюсь встречаться со всеми, кому это необходимо. Каждый четверг у меня (если не в командировке) приемный день (тел. 31-01-31), первый и второй вторник каждого месяца провожу встречи-лекции в Дальневосточной научной библиотеке. Люди приходят настолько разные, что иногда не знаю, как построить беседу, чтобы полно и доступно ответить на все вопросы. Бывает, тема заявлена, но приходится менять ее экспромтом. Среди слушателей художники, философы, студенты, много светских людей, бывают прихожане. Помимо этого я веду блог в Интернете (Архиерей. Личный дневник митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия). Вчера два поста написал. Мой электронный адрес: vladykaignatij@yandex.ru
Полностью ответы на вопросы можно прочитать на сайте газеты
«Хабаровские Вести»: http://khab-vesti.ru/hotline/neudobnykh-voprosov-ne-byvaet/
Записала Ирина ТРОЦЕНКО, фото Александра СТУДЕНИКОВА