Пророк Илия, живший почти 3 тыс. лет тому назад, занимает особое место среди святых. Мало кто пользуется таким почитанием среди православных. Но в то же время он предстаёт фигурой полусказочной, некиим соперником Зевса Громовержца, к-рый разъезжает по небесам в колеснице и мечет молнии. Одновременно он так «охлаждает» в день праздника воду в реках и озерах, что купание становится для суеверных россиян делом почти погибельным. Великий пророк в этом не виновен; виновата полуязыч. народ. традиция и неумение понимать древнюю письменность с ее образно-поэтич. языком, буквальное восприятие к-рого рождает в малообразованных людях нелепые фантазии.
Что достоверно известно об Илие? В какой обстановке он жил?
Свт. Епифаний Кипрский сообщает о рождении прор. Илии : «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали и питали пламенем огненным».
Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророч. служению при израил. царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем веры и благочестия. Израил. народ отпал от веры отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языч.идолам, почитание к-рых ввел царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель
Жизнь Илии (точнее годы служения) описана в библейских хроник. 3-й и 4-й «Книгах Царств» и отражает реальный религ. конфликт того времени. Илия появляется в истории зрелым человеком, т. к. о его происхождении известно, что он «фесвитянин из жителей галаадских» (3 Цар17:1). Главное дело пророка–борьба за веру, за сохранение нравств. и соц.законов Моисеевой религии, из к-рой выросло позднее христианство. На это указывает само имя Илия («Мой Бог – Яхве»).
После смерти царя Соломона (ок.931 до н.э.) монархия разделилась на два царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории к-рого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший воздействие со стороны Сирии и Финикии, оказался под угрозой утраты уникал. религ. самобытности. Кризис достиг апогея в 1-й пол. IX в. до н.э., когда женой слабохарактерного Ахава (874-853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала. Она стремилась уничтожить богооткровен. религию Моисея, сделать культ Ваала гос.религией Израиля.По приказу язычницы алтари Яхве разрушены,служители перебиты
Ваал – ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физ. похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался «свящ. проституцией», изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями. По дорогам слонялись женоподобные языч. жрецы, многие из к-рых были скопцами, высокими голосами
распевали ритм. гимны, вводившие слушателей в экстаз.
В это время появляется в погибающем Израиле прор. Илия. Он предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников.Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к нравств. разложению. Видя гибель народа, прор.Илия обличал царя Ахава в нечестии, убеждая покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда прор. Илия объявил ему, что в наказание 3 года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. Действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова прор. Илии, горевшего желанием обратить израильтян к покаянию и к Богопочитанию.
Сохраняя прор. Илию от Иезавели, Господь во время бедствия послал его в место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему жалость к стражд. народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал прор. Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, к-рая страдала с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По молитве прор. Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы во время голода. Силою молитвы вел. пророк сотворил др. чудо — воскресил умершего сына вдовы.
Через три года засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Прор. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Вскоре пересохли последние источники, царь и народ убедились в правоте слов пророка и согласились устроить между Илией и служителями Ваала состязание, к-рое должно открыть истинного Бога.
Израильтяне и Ахав у горы Кармил, на побережье Средиземного моря, убеждаются в ложности Ваала, т.к. его жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться знамения. Напротив, по молитве Илии, где он просил Бога явить Себя «в огне», пламя поглотило дрова и лежавшую жертву, политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в отступничестве, восклицая «Яхве – Бог!», а Илия торжествовал победу. Языч.жрецы были казнены. Затем хлынул дождь, и засуха отступила.Но восстановления истин. веры не произошло: царь Ахав оказался бессильным пред яростью Иезавель, объявившей пророка личным врагом. Царица хотела отомстить за погибших жрецов.
Прор. Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и ночей шел прор. Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Илия бежал к свящ.горе Синай, где некогда Моисей получил законы, а Израиль осознал себя народом Божиим и двинулся к Земле обетованной. Пророк в отчаянии говорит Богу о крахе миссии и «неудавшейся» истории Израиля, к-рую он символическим 40-дневным путем через Синайскую пустыню хочет обратить вспять. После грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар.19,12) и открыл пророку, что не все потеряно, остались в Израиле 7 тыс.чел., «не преклонивших колени перед Ваалом». Он должен вернуться в страну и избрать преемника в лице Елисея, к-рый завершит борьбу за веру.
За пламен. ревность о Славе Божией прор. Илия взят на Небо живым в огнен.колеснице. Прор. Елисей стал свидетелем восхождения прор. Илии на небо в огнен. колеснице и получил с его упавшей милотию (плащом) дар пророч. духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Земная жизнь Илии завершена: плащ пророка падает у ног Елисея, сам он возносится на небо «в огненной колеснице» (символ особой богоизбранности).
В библ. традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения видно Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.
Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним «в духе и силе Илии», но оставшегося трагически неузнанным (Малахия 4:5;Мф 11:14;17:10-13). Вместе с Моисеем он является на горе Фавор во время преображения Иисуса Христа. Два самых авторитет. человека Ветхого Завета олицетворяют Закон и Пророки – два первых важнейших раздела Свящ. Писания. Наши предки благоговели пред этим угодником Божиим. В Киеве еще до крещения Руси была церковь св. Илии.
В полуязыч. славянской традиции Илия – могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в колеснице, карает адские силы, низводит дождь и дает плодородие. С принятием христианства славяне невольно отождествили св.пророка Илию с Перуном, к-рого считали главным распорядителем грома, молнии, дождя и др. явлений стихии. В «Ильин день» не совершали значит. обрядов; но к этому дню приурочено множество верований, календарных и хоз. примет, запретов. Большинство связано с сельскохоз. календарем, а сам день совпадал с началом жатвы. «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит», – написано в словаре В. И. Даля. И еще – «Илья-пророк два часа светлого времени уволок», «Ильин день до обеда – лето, поле обеда – осень», «Илья лето кончает».Не за горами – Первый Спас, действительный предвестник осени.
Рус. иконография Илии сложна и разнообразна. Наряду с единоличными образами Илии среди др. пророков (росписи куполов храмов, иконы пророч. ряда иконостаса), широкое распространение получили композиции, имевшие прообразоват. значение. Чудесное «Кормление пророка Илии вороном» (3 Цар17:2-6) – это ветхозаветн.прообраз новозаветной Евхаристии, а «Огненное восхождение Илии на небо» (4 Цар 2:8-14) – указание на Вознесение Иисуса Христа. Представление об Илии как об одном из первых обитателей рая запечатлено в иконах «Воскресение-Сошествие во ад», где он с Енохом встречает ветхозаветных праведников у райских врат.
Тропарь Илии
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже (поэтому) и почитающим его точит (подает обильно) исцеления.
Кондак.
Пророк и провидец великих дел Бога нашего,великоименитый Илия,ловом своим удержавший изливающие дождь облака, моли о нас Единого Человеколюбца.
Величание Илии пророку
Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие,и чтим еже на Небеса на колеснице огненней,преславное восхождение твое!
Еще в этот день чествуем Прп. Авраамия Галичского, Чухломского, подвизался в ХIV в. в обители прп. Сергия Радонежского. После долгих лет искуса удостоен свящ. сана. Стремясь к совершен.безмолвию, испросил благословение прп. Сергия и удалился в 1350 г. в Галичскую страну, населенную чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, прп. Авраамий перешел на гору, где обрелсиявшую неизреченным светом икону Божией Матери. О явлении св. иконы стало известно Галичскому кн. Димтрию, к-рый просил преподобного принести ее в город. Прп. Авраамий пришел с иконой в Галич, где встречен князем и духовенством. От иконы Божией Матери совершались многочисленные исцеления.
Кн. Димитрий дал преподобному средства на сооружение храма и м-ря близ Чухломского озера на месте явления иконы Пресв. Богородицы. Храм освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Обитель прп. Авраамия стала источником дух. просвещения чудского населения. Когда она укрепилась, он поставил вместо себя настоятелем ученика Порфирия, сам удалился за 30 верст в поисках уединенного места, но и там его нашли ученики.
Так возникла еще одна обитель с храмом Положения Ризы Божией Матери, названная «великой пустыней Авраамлею». Прп. Авраамий дважды удалялся в глухие места, но к нему вновь собирались безмолвники. Так основаны два м-ря — один Собора Пресв.Богородицы, настоятелем к-рого прп. Авраамий поставил игум. Пафнутия, и др. — в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Покровском м-ре прп. Авраамий окончил земную жизнь. Он преставился в 1375 г., передав за год до блж. кончины настоятельство ученику Иннокентию. Прп.Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав 4 м-ря, посвященные Божией Матери, явившей Свою икону в начале молитв. подвигов.
Кондак на преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского, глас 8
Во обители Сергия преподобнаго житию иноческому добре навык,/ вящшаго ради безмолвия и подвига/ в пустыню удалитися возжелел еси,/ и, Духом Божиим водимь,/ в пределы земли Галичския пришел еси,/ и тамо в пустыни икону Матере Господни чудесно обрел еси,/ с Неюже великая и славная совершив,/ даже до предел Чухломских достигл еси/ и отсюду в райския обители вселился еси,/ Авраамие Богоносне, отче наш.
Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась в 1350 г. прп. Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению прп. Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.
После молитвы преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял св. подвижник явлен. образ и, укрепляемый молитвами Пресв. Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в к-рую перенес икону.
Через некоторое время Галичский кн. Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Прп.Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотв. образ в соборный храм г.Галича. В этот день от иконы исцелились многочисл. болящие. Когда прп. Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строит-во м-ря. Вскоре выстроили церковь Успения Пресв. Богородицы, вокруг к-рой возник м-рь. Впоследствии прп. Авраамий основал несколько м-рей, последним был Чухломский, недалеко от г. Чухломы. По названию обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотв. иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование также 28 мая и 15 августа.
Икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая написана протодиаконом Тобольского кафедр.собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресв.Богородицы. Храм построен в 1637 г. после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы с предстоящими свт. Николаем и прп. Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмов.образа расслабленный Евфимий исцелился. Во время торжеств. перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений.
По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем отличием, что на Абалацкой иконе Пресв. Богородице предстоят свт. Николай и прп. Мария Египетская.