Накануне визита Митрополита Илариона в Хабаровск

С 16 июня по 18 июня  2012 года состоится официальный визит в Хабаровск  митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

Биография митрополита Илариона (Алфеева) http://www.patriarchia.ru/db/text/52666.html

Ответы митрополита Илариона на вопросы читателей сайта Синодального информационного отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви

Смирение — это осознание себя греховнее и хуже всех. Означает ли это, что смиренный человек — это человек с заниженной самооценкой? Какой должна быть самооценка у православного христианина?

«Мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10) — так Господь рекомендует Своим ученикам оценивать себя независимо от совершенных дел, талантов, способностей. Человеку, воспитанному на идеалах культуры потребления и ориентированному на успех только в этой жизни, ставящему в центр бытия собственное «я», подобное требование кажется нелепым. Но ведь и сама проповедь Христа распятого во все времена была для мира безумием. На самом же деле именно «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3, 19), а духовная нищета, которая, по мысли святителя Григория Нисского, есть смирение, в глазах Божиих является великим богатством.

Духовная нищета и смирение — не слабость, а огромная сила. Это способность открыть Богу свое сердце, что возможно только после победы над эгоизмом и порождаемыми им страстями.

«Жертва Богу — дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», — утверждает пророк Давид в 50-м псалме. Это значит, что Господь не разрушит личность человека, который освобождает в своем сердце место для Бога. Только в этом случае человек обретает способность Богообщения, а значит — полноту жизни и счастья. И для ее достижения высота нашей самооценки не имеет никакого значения. Важно, как оценит нас Бог.

Христианская любовь предполагает самозабвение, желание жертвовать своими интересами ради другого человека. В таком случае не остается пространства для достижения собственных целей и индивидуального роста личности. Неужели человек должен зарыть в землю свои способности и таланты и жить жизнью другого? Как определить границу между самопожертвованием и собственной самореализацией?

Юлия из г. Нижний Новгород

Я не вижу противоречия между христианской любовью и ростом личности. Наоборот, христианская любовь как раз и помогает развитию в человеке лучших его качеств, способствует подлинной реализации его возможностей. А вот достижению некоторых жизненных целей любовь, действительно, может и помешать. Например, в том случае, если главной целью человек считает стяжание земного благополучия любой ценой.

Да, ценой счастья других можно достичь в этой жизни того, что понимается под успехом. Но он не принесет радости. И это подтверждается множеством примеров.  Сколько людей, по земным меркам успешных и

состоявшихся, ищут забвения в алкоголе, наркотиках и иных средствах ухода от такой, казалось бы, прекрасной действительности!

Если Вы данные Вам от Бога таланты будете использовать только для себя, то, как раз и закопаете их в землю. Если же Вы послужите этими талантами ближним, то умножите их и получите высшее и нетленное богатство — вечную жизнь. Разумеется, этот аргумент действенен только для тех, для кого вечность — не отвлеченное понятие, а реальность, то есть для верующих людей.

Что касается границы между самопожертвованием и самореализацией, то она определяется силой Вашей любви.

 Почему на руководящих должностях в официальных церковных организациях работает мало женщин и до сих пор нет ни одной женщины  руководителя синодального отдела? Нет ли в этом дискриминации по половому признаку?

Елена из г. Москва

Нужно заметить, что сейчас в церковных административных структурах трудятся многие женщины, которые выполняют столь же ответственные задания, что и мужчины. С канонической точки зрения нет никаких препятствий, которые мешали бы православным женщинам занимать и должности руководителей церковных учреждений. Если найдутся подходящие кандидатуры, то священноначалие Русской Православной Церкви вполне может принять соответствующее решение. Однако такое назначение должно носить разумный, а не демонстрационный характер.

У заданного вопроса, на мой взгляд, есть и определенный подтекст. Возможно, его автор разделяет популярную в наши дни идею о равенстве ролей мужчины и женщины в обществе, которую пытаются активно внедрять страны западного мира. В традиционном понимании женщина – хранительница домашнего очага, любящая и заботливая супруга и мать. На ее плечах большая ответственность за мирный дух в семье. Насаждение же мнения, будто главное в жизни – это карьера, приводит к негативным последствиям, к уничтожению исконного предназначения женщины.

Церковь не будет автоматически воспринимать чуждые социально-гендерные идеологии. Христианская традиция исходит из того, что «сильный» и «слабый» пол должны дополнять друг друга, играть особые, но не одинаковые роли в обществе, семье, Церкви. Попытки же стереть различия между мужчинами и женщинами являются тревожными сигналами обеднения общества.

Церковь всегда запрещала разводы и призывала к сохранению семьи. Но у нас сейчас имеют место разводы на религиозной почве, когда один из супругов приходит к Богу и начинает навязывать церковный образ жизни членам своей семьи, которые этого не хотят. В результате такая растущая религиозность приводит к ссорам и конфликтам, а иногда и к разводу. Как вернуть утраченный мир в семье?

Юлия из г. Нижний Новгород

Разводы на религиозной почве имеют место только тогда, когда один из супругов, придя к Богу, ложно понимает свои обязанности по отношению к членам своей семьи, проявляя «ревность не по разуму». Нельзя навязать церковный образ жизни близким, если они этого не хотят. «Невольник — не богомольник», — гласит народная мудрость. Религиозность (я имею ввиду религиозность христианскую, евангельскую) должна проявляться прежде всего в любви, которая «долготерпит, милосердствует… не превозносится, не гордится… все покрывает… все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Конечно, человек, открывший для себя радость веры, хочет приобщить к ней и своих близких, тех, кого он особенно любит и кому желает добра. Но лучший способ для этого — личный пример, дабы люди, увидев исходящий от верующего близкого человека свет, сами захотели последовать за таким человеком. Если же этого не происходит, не следует отчаиваться. Ведь, по слову апостола Павла, «неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14).

 Как Церковь относится к неравному (по возрасту) браку, когда, например, муж старше жены на 20 и более лет и фактически годится ей в отцы? Считается ли такой брачный союз безнравственным или греховным?

Юлия из г. Нижний Новгород

Разница в возрасте не является препятствием к браку, если в его основе лежит нечто большее, чем желание получить какие-то выгоды, пусть и взаимные. Для христиан брак является не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинствам любви»,

вечным единением супругов друг с другом во Христе. Создание христианской семьи есть создание домашней церкви, все члены которой имеют своей целью прежде всего возрастание в духе и истине. Прочность христианского брака основывается на любви, которая неразрывно связана с самопожертвованием.

Если же при заключении брака преследуются цели эгоистичные: удовольствие, богатство, положение в обществе и т.д., то такой брак непрочен изначально, независимо от разницы в возрасте.

Какова роль Русской Православной Церкви в мировом Православии сегодня? Скажется ли авторитет нашей Церкви, самой многочисленной из Поместных Церквей, на обсуждениях в рамках предстоящего Всеправославного Собора?

Ольга из г. Москва

 Русская Православная Церковь, существующая уже более 1000 лет и прошедшая в XX веке через горнило беспрецедентных гонений и притеснений от атеистической власти, в настоящее время является наиболее динамично развивающейся и растущей Церковью. Возрождение и расцвет Русской Церкви с воодушевлением воспринимается и братскими Поместными Православными Церквами, отношения с которыми в настоящее время также находятся на подъеме.

Одной из важных сфер сотрудничества с другими Поместными Церквами является подготовка к Всеправославному Собору. Делегации Московского Патриархата самым активным образом участвуют во всех заседаниях Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославных предсоборных совещаниях. Думаю, что в ходе заседаний самого Собора позиции Русской Православной Церкви по всем вопросам повестки дня будут должным образом учтены.

Чтобы голос каждой Церкви, независимо от ее величины и значения в истории и в современности, был услышан, мы последовательно отстаиваем принцип консенсуса в принятии общеправославных решений как на стадии подготовки, так и в ходе самого грядущего Собора. Кроме того, нам представляются немаловажными принципы представительства на Соборе, которые нам еще предстоит обсудить с другими Поместными Церквами. По самому замыслу и наименованию Собора как Великого в нем должны участвовать, на наш взгляд, по крайней мере, все канонические православные архиереи, управляющие епархиями. Мы надеемся услышать на Соборе консолидированный голос всего Православия, в котором проявится истинное единство Православной Церкви, ее непоколебимая верность апостольскому и святоотеческому Преданию.

Полный текст интервью читайте  здесь: http://sinfo-mp.ru/interviews/2012/02/voprosyi-mitropolitu-ilarionu.html

strong

Запись опубликована в рубрике События митрополии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.