Елизавета-Александра — Луиза-Алиса Гессенская и Рейнская появилась на свет 1 ноября 1864 года в Дармштадте, столице Гессен-Дармштадского герцогства, в одном из древнейших исторических и культурных центров Германии.
Ее мать Алиса была дочерью королевы Англии Виктории, а отец Теодор Людвиг IV — Великим герцогом Гессенским.
Родители Эллы — этим уменьшительным именем звали в семье великую русскую святую — по характеру и образу жизни были деятельными и добрыми христианами. Их подданные были вправе считать себя счастливыми людьми.
Принцесса, а впоследствии герцогиня Алиса вела активную благотворительную деятельность. Во время Австро-прусской войны, в которой Гессен выступал на стороне Австрии она организовала благотворительное общество, занимавшееся помощью раненым и подготовкой медицинских кадров.
После поражения в войне герцогство было разорено, большинство его жителей обеднело. Герцогская семья также вела крайне скромный образ жизни, очень отличавшийся от общего представления о королевском.
Принцесса Алиса сама ухаживала за детьми, уделяла большое внимание их воспитанию и образованию, стараясь внушить им, что не пристало кичиться своим происхождением, что о людях надо судить по их поступкам, в жизни всегда поступать по правде…
Принцесса поддерживала контакты со многими известными людьми своего времени, обладала музыкальным и художественным талантами, покровительствовала искусствам, одновременно продолжая свою благотворительную деятельность.
Несмотря на голубую кровь и высшее положение в обществе, семья герцога Людвига была абсолютно демократичной. Принцесса Алиса благодатным образом соединяла в характере религиозность с чисто английским юмором, доброту с деловитостью, мужество с романтизмом.
Она старалась нести просвещение и культуру всем, независимо от сословий и социального положения. Жизнь простого народа, больных и страждущих, престарелых и инвалидов были предметом самого искреннего интереса и заботы супругов Гессен-Дармштадских.
Принцессу Алису соотечественники называли принцесса-Ангел. В центре города, на площади с мемориальной стеллой, названной в честь пра-прадедушки Эллы, в 1901 г. жители Дармштадта на собственные деньги воздвигли памятник с надписью «Алисе — незабвенной Великой Герцогине».
Именно в лице матери Элле был явлен пример служения людям, верности выбранному пути.
Отец Елизаветы Фёдоровны, великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV, был добрым, деятельным и простым человеком.
В такой вот удивительной семье довелось родиться и воспитываться Элле Гессен-Дармштадской: планка с самого начала была поставлена невероятно высоко, а особенности характера, личность и судьба только поднимали её всё выше.
Елизавета Фёдоровна — за спиной матери
Всего в семье Герцога родилось семеро детей. Вслед за Викторией и Эллой на свет появились Принцесса Ирэн, Принцы Эрнест и Фридрих, Принцессы Алиса и Мари.
Дети в герцогской семье воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку, установленному матерью. Одежда и еда детей были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин.
Впоследствии Елизавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему».
Мать внимательно следила за развитием талантов и наклонностей каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Вторую дочь в семье великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы назвали Елизаветой в память прославленной родственницы их королевского рода, Елизаветы Тюрингенской.
Девочка всей душой, всеми помыслами полюбила свою небесную покровительницу, прославившуюся подвигами милосердия и в XIII веке причисленную Католической церковью к лику святых, и во всём старалась брать с неё пример.
Родители Елизаветы Феодоровны потратили большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, привозили с собой большие букеты цветов, разносили по палатам больных, ставили в вазы. Элла говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”. Ей казалось, что красота и благоухание цветов помогают переносить боль.
Но девочка не только дарила цветы, но и училась азам практической медицины – антисептике, хирургии, десмургии, акушерству.
“Господь благословил труд и бедность, — говорила мама Елизаветы Фёдоровны,—но более всего любовь и сострадание к ближним”.
Росла Элла тихой и послушной, хотя была наредкость одарённой и вполне могла быть капризной и своенравной. Помимо серьёзных ученических и богословских занятий, увлекалась рисованием, музыкой, танцами, тонко понимала прекрасное, обожала природу, особенно цветы. В Алапаевске, уже перед своей мученической кончиной, она тоже много рисовала.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и начинала прием. Младшие сестры послушно выполняли ее поручения: накладывали повязки, давали лекарства. Елизавета относилась к делу со всей серьезностью.
В 6 лет Элла уже своими руками могла связать тёплую куртку, чтобы отнести её в больницу или приют. Она постоянно что-то мастерила, кроила, клеила, вышивала, и ни минуты в её распорядке дня не должно было пропасть даром. Так была воспитана Гессенская принцесса!
Восторги по поводу красоты маленькой Эллы стали традицией Дармштадта, но пребывая в постоянных трудах и живя в аскетической строгости, не было времени обращать на это внимание. Кроме того, пришлось рано познать не только тяжкий труд, но и скорби, тревоги и потери.
В 1872 году маленькому брату Елизаветы – Фридриху поставили диагноз-гемофилия. В 1873 году Принц Фридрих выпал из окна во время игры со старшим братом и в возрасте двух с половиной лет скончался от внутреннего кровотечения.
Мама Эллы много времени проводила в молитве у могилы маленького Принца.
После смерти младшего брата Элла настолько сильно страдала, что в свои 9 лет принесла обет целомудрия, чтобы никогда не иметь собственных детей.
В 1878 году пришла новая беда – дифтерия.
Первой 5 ноября заболела Виктория. Её сестра Элла была срочно переведена из комнаты и осталась единственной, кто не заболел, тогда как все другие члены семьи заразились и перенесли болезнь.
12 ноября заболела Аликс, и мама забрала её в свою комнату. Спустя время, Мари вбежала в комнату матери, прыгнула на кровать и поцеловала Аликс. На следующий день она заболела. Потом заболела Ирэн, 14 ноября — Эрнест и герцог Людвиг.
12 ноября заболела Аликс, и мама забрала её в свою комнату. Спустя время, Мари вбежала в комнату матери, прыгнула на кровать и поцеловала Аликс. На следующий день она заболела. Потом заболела Ирэн, 14 ноября — Эрнест и герцог Людвиг.
Герцогиня Алиса ухаживала за больными вместе с врачами, но 16 ноября Принцесса Мари скончалась.
Мама скрывала смерть сестры от остальных больных детей, но в начале декабря, когда все больные были в не опасности, им сообщили о трагедии.
Не успела семья оплакать потерю, как
7 декабря сама Герцогиня Алиса заболела. И в годовщину смерти своего отца, Принца Альберта, 14 декабря она умерла в возрасте 35 лет. Её похоронили рядом с Мари.
7 декабря сама Герцогиня Алиса заболела. И в годовщину смерти своего отца, Принца Альберта, 14 декабря она умерла в возрасте 35 лет. Её похоронили рядом с Мари.
Елизавета сразу почувствовала себя взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный горем отец, младшие сестры и брат.
Забытые куклы, опустив кудрявые головки, скучали на диване; в стороне лежали мольберт и кисти.
На снимке: королева Виктория со внуками.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее всю оставшуюся жизнь.
После смерти матери Эллу отправили к бабушке, королеве Виктории. Девочка очень тосковала по маме, и отец решил, что ей надо сменить обстановку.
Воспитание и образование Елизаветы завершились в Англии.
В год смерти матери закончилась для Елизаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в первую очередь, как быть терпеливой с младшими сёстрами? Ясные и точные ответы звучали в ее сердце, словно музыка, и она радостно спешила переделать все дела, чтобы вечером снова встретиться с Ним. Она благодарила Бога за прожитый день и обещала завтра стать лучше и совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей казалось, что в сердце распустился прекрасный, благоухающий цветок…
Великий Князь Константин Константинович 24 сентября 1884 года в селе Ильинском написал стихотворение, посвящённое Елизавете Фёдоровне. Во многих работах эти поэтические строки приводятся или упоминаются как яркая характеристика великой княгини, как портрет, наиболее точно отражающий ее образ.
Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть не земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть не земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.