Для чего нам время?

Несколько дней назад обратилась к девушке из молодежки, Алле, чтобы она написала заметку о недавно ею просмотренном фильме. Думала, может про Высоцкого. Но Алла этот фильм не смотрела. А сказала, что из тех, что она посмотрела за последнее время, ей больше всего запомнился фильм «Время». Ну, хорошо, значит пиши про «Время». Естественно, чтобы понимать о чем пойдет речь, посмотрела этот фильм и сама. Но мои комментарии чуть позднее, а сейчас слово предоставим Алле Маркович. Кстати, ждем и ваших мнений.

           Утро. Вы просыпаетесь, открываете глаза и первым делом смотрите на часы. Но не на те, которые показывают время суток. А на особые наручные часы, которые светятся на  коже зеленым светом и показывают, сколько вам осталось жить. Именно так начинает свое утро Уилл Салас, главный герой фильма «Время», так его начинают все те, кто живет в гетто, в бедности. Им не более 25 лет, они молоды и красивы, но на жизнь дается один день. У них время – это еще и деньги, за него борются, убивают, его воруют, им расплачиваются за долги, еду, одежду, а стоимость жизни все повышается. Зато богатые живут сотни, тысячи и миллионы лет. Конечно, такое распределение времени несправедливо. В фильме не раз осуждается это. Попробуйте представить, что это такое — каждую секунду  ты  боишься, что кто-нибудь заберет твое время, ты видишь, сколько тебе осталось – 30 секунд, час, или день. Чувство конечности, непостоянности  бытия  становится привычным. Время сложно употребить на что-то полезное, т.к. у тебя его нет, тут успеть бы заработать на завтрашний день.  Как часто мы говорим: «у меня нет времени», «у меня не хватает времени», но подразумеваем под этим  лишь то, что нет времени для какого-то дела. А в фильме говорят: «В моей жизни не хватит времени на это дело, я и так выживаю, а не живу. Могу до завтра не дожить.»  

           Пока бедные борются за существование, богатые спокойно тратят время. Казалось бы, они –то должны быть счастливыми- они молоды, и впереди вечность. Сбылись две главные мечты  человечества! Но все не так просто. Им некуда спешить, незачем ценить жизнь, ведь ее так много. Финансовый магнат Вейс уверен, что это естественный отбор, ход эволюции, которая несправедлива к слабым. Незачем и творить добро и делать что-то полезное – ведь они будут жить, жить и жить, и встреча с Богом на том свете не очень-то грозит. Более того, они сами как боги- миллионы людей умирают, а они могут все купить, даже управлять жизнью, дав кому- либо время или отобрав его.  Когда дочь Вейса похитили, магнат так и не перевел всего-навсего какую-то тысячу лет на благотворительность. Эта вседозволенность  убивает в них человеческое, позволяет им возносить себя до небес.

            Таким образом, от возможности вечной жизни и вечной молодости не выигрывают ни бедные, ни богатые. Это понял и Генри Гамильтон, подаривший свою тысячу лет Уиллу Саласу, в надежде, что тот не потратит времени напрасно. Салас осознал несправедливость общества и решил изменить его. Сильвия, дочь Вейса, увлеклась идеями парня из гетто, в ее жизни наконец появился хоть какой-то смысл. «Ты спас мою жизнь» — говорит она Уиллу.

              В фильме органично сочетаются элементы боевика и драмы. Главное — не сюжет, не гонки и схватки, а философская подоплека, чему уделена половина картины. Это – его неоспоримое достоинство.

              Весьма логично, что картина не заканчивается победой Уилла Саласа и бедных. Это и незачем. Представьте себе это общество — все работают, никого не обделили, на часах — лет 10 или хотя бы год, ты молод… И никогда не задашь себе вопроса: вот когда мне будет 60, что я вспомню о своей жизни? Я могу просто заработать себе еще лет 80, и жить в свое удовольствие. Это будут не люди, а существа с сиюминутным интересами, не знающими, куда деть свое время. Как сказал Генри Гамильтон, «мозг можно растратить, если тело еще молодо». Попытавшись забрать у Бога право  решать, кому сколько жить, они сами же заберут у себя настоящую, полноценную жизнь.

             Человечество во все века искало пути к бессмертию — заклинания, философский камень, превращение в вампира как в Сумерках… На самом деле не нужно изобретать все это. Даже если физически жизнь будет продлена, это не гарант духовной, настоящей жизни. Это все равно, что стоит дерево тысячу лет, поглощает воду, минеральные удобрения, и еще тысячу лет простоит, пока ураган не снесет. В истории остаются те, которые еще при жизни сделали что-то великое, хорошее. Есть и те, которые совершили нечто ужасное и грандиозное, но это не подлинное бессмертие. Вспомните Гитлера, Берию, Сталина. Однако, не обязательно стремиться творить именно великие дела. Возможность не стареть и жить вечно была изначально дана нам Всевышним, но наши прародители ее потеряли. Будем стремиться  к тому, чтобы вернуть ее, соединившись с Богом.

P.S. Про фильм «Время» можно долго рассуждать, я лишь изложила свои соображения по самым главным вопросам фильма. Хочется также отметить интересную, необычную  подачу понятия «время». Во многом именно она, а не конфликт богатые-бедные,  заставляет задуматься. Задуматься о том, ценишь ли свое время, как проводишь жизнь, и чем будешь оправдываться перед Богом.

Алла Маркович, 3 курс ДВГГУ

 

 

           

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “Для чего нам время?”

  1. в честь св. мч. Максима Перса:

    Мне на просмотре фильма вспомнилось о будущих временах, когда никому нельзя будет ни продать ни купить без знака на руке.

  2. Ксения:

    Честно говоря к рассуждениям о последних временах отношусь весьма осторожно, так как в рассуждении о конце света можно забыть о своем духовной состоянии. А ведь Господь спросит именно за то, что мы сделали, какой духовный плод принесли, какие благодетели приобрели… Помнить, конечно, наверно, надо (Помни час смертный и во век не согрешишь), но если тратить на эти раздумья очень много времени, то можно не успеть стать лучше для будущей жизни. А какая она будет — зависит только от на самих сейчас.

  3. Ксения:

    В этом фильме вообще понятие «время» подано в непривычном для нас измерении, поэтому и отношение к нему разное со стороны богатых и бедных. Богатые о встрече с Богом не думают, потому что им еще до нее далеко,а бедные решают вопрос о том, как прожить до завтра. Вообще как рассказывал на одной встрече А.П. Лепетухин: «понятие времени было придумано для человека, как не некий пространственный период его земной жизни. А у Бога времени нет, для Него прошлое, настоящее и будущее находятся в одной плоскости».

  4. в честь св. мч. Максима Перса:

    Помоему Вы, Ксения, дольше меня думаете о конце света (судя по количеству строк) 🙂 я же просто отметил этакое милое совпадение фишки фильма с Откровением.

  5. Нюрченко:

    А американцы и не думали, что кто-то настолько серьезно отнесется к этому «творению» и будет так глубоко погружаться в размышления о смысле и философии фильма….

    • свящ. Роман Никитин:

      Американцы может и не думали, но » нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся!» Царь Давид тоже писал о своём житии в псалмах, а в итоге часть псалмов оказалось пророческими. Я не в коей мере, не сравниваю Псалтирь и данное кино, о котором через пару лет никто и не вспомнит, но посмотрят то данный фильм сотни тысяч наших сограждан и задумаются (есть такое свойство у наших зрителей), почему бы нам не направить эти думы в нужном направлении?

  6. в честь св. мч. Максима Перса:

    Зря Вы так огульно об авторах фильма. И среди америкосов есть люди.

  7. Анна Чубанова:

    Я думаю, что и правда, американцы не думали донести до нас какой-то особый смысл. Но т.к. мы люди ищущие, и остро чувствующие современные проблемы, то явно их увидели, ощутили и задумались. Если говорить о фильме, то снят он традиционно, тема одна и таже уже напротяжении чуть ли ни века — история Робин Гуда в наши дни. Как всегда один бедный смельчак берет на себя миссию расправиться с богачами и восстановить справедливость (кажущуюся). Просто в данном контексте вместо денег используется другое средство платежа — время, и как было бы замечательно, если бы на этой маленькой задумке все не закончилось и превратилось в банальщину, а развилось в настоящий содержательный — нравственно наполненный сюжет. Но, увы. Уже в самом начале, если мы будем прослеживать внимательно происходящее в фильме, мы можем увидеть, много странностей и, можно выразиться, неправильных действий — греховных, безнравственных, неэтичных и склоняющих зрителей не к тому, чему надо. Первое — это отсутствие старения у героев, они все выглядят на 25 лет, хотя многим уже за 100 (и в данном фильме это активно культивируется, а ведь это одна из страстей человечества — не стареть любым способом), второе — как главный герой получает огромное количество времени — путем самоубийства другого человека (а это как мы знаем смертельный грех), потому что он устал жить. Тоже проблема — люди не могут найти себе применение, и проводят свою жизнь впустую (алкоголь, развлечение и т.п.), хотя время-то он свое он заработал каким-то способом? И самое интересное, главный герой из гетто оказывается таким же, как и те богачи. Почти сразу же он отправляется в богатый район, покупает себе самый дорогой автомобиль, живет в самом дорогом номере отеля, начинает играть в азартные игры и т.п. Получается, что борьба за мнимое добро тоже мнимая, потому что главная задача человечества быть непременно богатыми и успешными, и движет многими зависить и злоба, как и Уиллом. Тут же мы видим, что обычно и происходит в жизни — если бедному неподготовленному человеку в руки попадают им незаработанные очень большие суммы денег, то, как и показано в фильме, он их быстро теряет, либо как показано на примере друга Уилла даже умирает, т.к. проблема не в бедности, а в нравственности и духовном развитии. Этот друг пошел и напился, от чего умер, хотя на счету у него еще было 9 лет жизни (подарок от Уилла), он просто не смог им воспользоваться. И затем весь фильм мы видим насилие, воровство, незаконные сексуальные связи и … Но почему все-таки мы задумались? Да потому, что на то, что я описала, многие не обратили внимание, или в силу другого восприятия, или в силу привычности происходящего. А вот идея со временем нас задела. И люди, которые стремятся к Богу, к развитию души восприняли это как очередное напоминание о смысле жизни, о служении, о подготовке к жизни вечной. И еще сильнее стало гореть желание — не терять время, приумножать добро, учиться любить, ведь, мы в отличие от героев фильма не знаем сколько нам осталось, и слава Богу.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика