Академия смерти – Академия жизни

 

«В моих бастионах мы вырастим молодежь, которая заставит весь мир содрогаться от ужаса. Мне нужны жестокие, требующие беспрекословного подчинения, бесстрашные и безжалостные юноши… Мне нужна сильная и красивая молодежь… Так я положу начало новому миру!» — Адольф Гитлер.

Для осуществления навязчивой идеи Гитлера были созданы Национально-политические академии – система элитных школ под сокращенным названием «НАПОЛА». Там готовили расу новых господ, будущих гауляйтеров Минска, Лондона, Москвы.

Берлин, 1942 год. Шестнадцатилетний Фридрих поступает в элитную национально-политическую академию «НАПОЛА». Жёсткая дисциплина, национальная идея об избранности арийской расы, спартанские условия жизни — основные принципы обучения в академии. Здесь Фридрих знакомится с Альбрехтом — сыном гауляйтера. И
вскоре первоначальные восторги уступают место сомнениям…

23 февраля 2012 года в трапезной Спасо-Преображенского собора состоялись просмотр и обсуждение художественного фильма «Академия смерти». 

Фильм длился 1 час 50 минут. Уже во время просмотра было заметно, что он не оставляет никого равнодушным, эпизодически по щекам женской половины собравшихся текли слезы.

О чем же этот фильм, и какие ощущения вызвал? Это были первые  вопросы владыки.

У кого-то фильм вызвал тоску, у кого-то наоборот светлые чувства, кто-то высказал мнение о насилии над человеческой личностью.

А фильм этот – «о добре и зле, о системе, которая ломает личность, делает ее (личность) бесчувственной машиной которой можно управлять и заставлять делать все, что захочет «система»; о любви к ближнему»,  – отвечали присутствующие.

Тут владыка попросил вспомнить два эпизода из фильма – последние слова отца Альбрехта, после того, как он узнал, что его сын, покончил жизнь самоубийством — «он слаб, он слишком слаб» и второй эпизод – тренировка Фридриха, когда он бьет преподавателя и просит у него прощения, и там тоже важные слова «никакой жалости, никакого сострадания, если сумеешь это все в себе заглушить и преодолеть, достигнешь цели». В этих фразах заключен смысл всего фильма – культ силы (физической), жестокости, стремления к достижению «величественных» целей, власти и господства, тщеславия.

Эта проблематика актуальна и в наши дни, пусть и в несколько другом контексте. И как же человеку устоять и не убить в себе этого самого «человека», не поддаться устремлениям большинства? Часто спастись помогают другие люди, которые, скажем, от природы, совсем другие, в них сложно убить индивидуальность, любовь и доброту. Это мы и увидели на примере фильма. Ведь именно Альбрехт помогает Фридриху спасти свою душу.

Но тут же возникает вопрос, а как люди с разными целями и взглядами на жизнь смогли найти что-то общее между собой? Ответ очевиден, ведь и во Фридрихе изначально заложена человечность (это показано в первом боксерском поединке, в его отношении с родными). Они оба еще чисты, девственны (в фильме на это сделан очень выразительный акцент). Вообще в дружбе этих молодых людей как будто прослеживается безмолвный диалог. Они интересны и открыты друг другу. Видя истинное состояние души своего друга, и боясь, что Фридрих может его потерять, Альбрехт все делает для того, чтобы этого не произошло.

Во время обсуждения владыка очень тонко помогал участникам кинопросмотра обратить внимание на вроде бы незначительные детали, но играющие важную роль в создании целостного образа героя или более точного понимания идеи, которую хотел донести режиссер. Задавал вопросы, с помощью которых достигался истинный смысл, и находился верный ответ. Приведем небольшой пример из обсуждения:

Давайте рассмотрим жизненный путь Альбрехта, что это за человечек такой. Он, в принципе, единственный в школе такой.

Альбрехт – единственный человек, которого не удалось сломать этой страшной машине внутренне. Физически он был слабым человеком. Любил писать стихи, сочинять. Не умел драться, делал это неуклюже. Эта школа была у него уже второй. Как и в первой, он занимался изданием газеты.

Альбрехт, не просто человек, который что-то осознает и чувствует по-другому в окружающем мире, он всем нутром противостоит «миру нацистов», его философии, его идеологии и до конца не меняет своих взглядов.

Его отец был абсолютно другим человеком, он был частью системы. Он родился в бедной семье, всегда стремился стать большим человеком. С 13 лет начал работать. И вот, наконец-то, он становится гауляйтером. А сын абсолютно не оправдывает его надежд.

Какие моменты в фильме об Альбрехте вам запомнились больше всего?

Эпизод про волоски в сочинениях. Он придумал вкладывать волоски в сочинения, которые оправлял своим родителям, так он мог увидеть, прочитали они их или нет. Оказалось, что прочитано было только одно его произведение.

Эпизод написания сочинения после ночной «вылазки». Преподаватель приходит в класс и дает задание написать сочинение «Зимний пейзаж в германском героическом эпосе». Для чего он это делает? Чтобы ожесточить сердца ребят. Первый ученик начал говорить стандартными фразами и преподаватель остановил его, а когда начал говорить Альбрехт, то он очень был рад. Но недолго, ведь Альбрехт четко выразил свое отношение к ночному событию, к этой «охоте» на безоружных русских детей и взрослых, он заявил, что стрелять в пленных – позор, что вчера он понял, что сам является частью зла, от которого в детстве хотел защищать.

Почему Альбрехт написал такое сочинение? Зачем?

Чтобы пробудить чувства, он увидел, что ребят мучает совесть.

Скажите, если бы такого Альбрехта не было, что случилось бы с Фридрихом?

Он стал бы таким же, как все.

Почему Фридрих не победил в боксерском поединке, и героем не ушел из Академии? Почему он именно таким способом, возможно, слабым (опустил руки) выразил протест? Или это не слабость?

Это не слабость. Это сила духа.

А в чем эта сила? В чем ее проявление?

Сила духа проявляется только в преодолении, когда есть препятствие. Важно, как ты поведешь себя в сложной ситуации. Тогда и видно насколько ты сильный человек. Несмотря на огромное серьезное искушение тщеславием, победой, Фридрих во время боксерского поединка, в шаге от победы опускает руки, он не собирается идти этим путем.

Почему Альбрехт решил покончить жизнь самоубийством? Потому что не мог ничего исправить? Не было уже другого выхода, на восточном фронте все равно убьют? Или причина другая?

Не пошел дорогой, которой идут все (образ «канат под водой»).

Не захотел быть винтиком в этой системе. Решил пожертвовать собой, чтобы не убивать.

В фильме ярко показаны две смерти. И обе по форме похожи на самоубийство. Самоубийство – это грех. Ответ для православного человека понятен и однозначен, но в фильме эти смерти носят другой характер, особенно смерть Альбрехта, она символична. Рассмотрим подробнее оба случая. В первом случае во время учебных занятий один из курсантов не смог бросить гранату из окопа и парень по имени Зигфрид прикрывает ее собой и, естественно, погибает. Вроде бы героический поступок. Так это и преподнесло руководство школы родителям погибшего, да и всем ученикам. Но если посмотреть внимательно, как протекала жизнь этого мальчика в школе, то появляется вопрос, а сила ли это. Этот парень был робким, чувствительным, его большой проблемой было мочевое недержание. Учитель физкультуры всегда издевался над ним, выставляя напоказ его слабость, то есть занимался ломкой личности. Перед трагедией старший помощник очередной раз заметил «протечку» и пригрозил, если Зигфрид не найдет 20 марок до вечера, то он все расскажет физкультурнику. Остается только догадываться, что он думал, когда ложился на гранату.

Смерть Альбрехта – это тонкая работа его души, даже некий духовный замысел. Уход из этого мира, связан не с унынием и сокрушением о бессмысленности жизни, а с жертвенностью ради спасения другой души. Уход с легкой душой и с осознанием того, что твой друг «пробудится» и поймет, то, к чему должен стремиться человек, а это точно не те средства и путь которыми шла нацистская Германия. Альбрехт долго ждет на краю холодного проруби, пока не вынырнет его друг и только потом сам опускается в него навсегда. Фридрих выходит из воды – «рождается» только тогда, когда Альбрехт «умирает», погружается в прорубь.  В сцене, когда Альбрехт уже уходит на дно, он цепляется взглядом за взгляд Фридриха через толстый слой льда, и еще даже движением головы призывает друга «не иди их путем, не сдавайся!». Он принес себя в жертву, чтобы мог спастись Фридрих. Это очень ярко показано в последнем эпизоде его жизни. Это колоссальные внутренние силы. Жалость к людям, сопереживание, понимание чужой боли – это и есть сила. Любовь к людям – это сила. Это и есть христианское прочтение данного фильма.

Только после этого Фридрих восстал против «системы» и изменил свой путь. И эта академия смерти под названием НАПОЛА стала для Фридриха академией жизни – жизни настоящей, человеческой, наполненной любовью.

Мнения о фильме участников кинопросмотра:

О. Макарий: Фильм этот  захватывает с самого начала, и не отпускает, не дает возможности расслабиться. Интересно, что та система, которая предлагается, для мужчины, по идее, привлекательна – делай, что нужно и добьешься цели. Каждый мужчина в этом мире борется за что-то. Для нас, живущих в России, иногда хочется, чтобы тоже все было четко и ясно, все величественно. Но в чем тут неправда? А в том, что изживается такое христианское чувство, как любовь.

Ксения Скиба: «Академию смерти» я смотрела уже не в первый раз, однако при просмотре фильма у меня постоянно возникает вопрос: почему в такой жесткой системе, которая воспитывала молодых людей, делала их бесчувственными жестокими управленцами, появлялись люди честные и добрые. По какому правилу исключения одни люди идут против злой системы, жертвуя даже собой? И почему голос совести одни люди слышат, а другие либо не хотят слышать, либо заглушают его?

Матушка Ольга Долгополова: Этот фильм о любви к ближнему. О настоящей дружбе и о человеческом долге. Поражает поступок Зигфрида, когда он ценой собственной жизни спас своих друзей от смерти. Несмотря на позор и унижение, которым постоянно подвергался юноша, в момент опасности он проявил свои самые лучшие человеческие качества.

Дружба Альбрехта и Фридриха — настоящая, мужская, хоть и юная. Крепкая до смерти. Отдав жизнь, Альбрехт спасает своего друга Фридриха от участи стать еще одним «винтиком» в механизме адской фашистской машины.

Название фильма – «Академия смерти» – очень меткое. Вместе с юными героями зритель смотрит в лицо смерти, беспощадной и всеядной. Однако невластной над человеческим сердцем, в котором живет любовь.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика