В эту среду Евангельские беседы были посвящены Евангелию от Марка 7:1-23.
Свое обсуждение мы остановили на 14 стихе. Беседа получилась очень насыщенная, многогранная, затрагивающая параллельно и другие источники, которые так или иначе своим смысловым содержанием помогали раскрыть суть данного отрывка – это и другие отрывки из Евангелия, и жития и писания Святых отцов, и, конечно, же, жизненный опыт собравшихся. Итак, о чем повествует нам этот отрывок?
Начнем с того, что данный смысловой эпизод построен на диалоге Иисуса Христа и фарисеев. А кто такие фарисеи?
Выяснили, что фарисеи – это члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. В этом отрывке очень ярко показано ревностное исполнение фарисеями одного из множества законов — ритуала омовения. Предания старцев не позволяло им есть неумытыми руками. На что Господь им указал, что чистота сердца важнее ритуальных (очистительных) омовений. А есть ли примеры фарисейства в наши дни? Чаще всего оно проявляется в фанатизме и в искажении первоначального смысла. Здесь о. Андрей Долгополов привел пример человека, который занимается спортом не для укрепления здоровья, а для красоты своего тела. Естественно, проявление фарисейства можно найти и в других аспектах нашей жизни, в том числе и жизни православной. Особенно часто, как отметил о. Андрей, это присуще новоначальным (понятие «неофитства») и не только. Например, можно старательно исполнять все внешние предписания Церкви, но ничего не испытывать внутренне, и даже не испытывать покаяния.
Главная проявление фарисейства как тогда, так и сейчас заключается в том, что для человека важнее становится внешняя форма, внешнее проявление, а не внутренняя, не содержание. И поэтому действия зачастую носят показной характер. Если продолжить говорить о современном фарисействе, то очень часто человек ставит на первый план свой внешний вид, одежду, чистые руки перед едой, забывая, о чистоте своей души. Можно быть очень ухоженным, красиво говорить, красиво есть, соблюдать этикет, но быть озлобленным, ненавидеть других людей, сквернословить. И это жуткая дисгармония.
Далее мы видим, как Господь обличает фарисеев, называя их лицемерами. Почему? Потому, что отказывая в финансовой помощи своим пожилым родителям, они находили оправдание этому неблагочестивому поступку, говоря что «это Дар Богу», а сами могли расходовать эти средства по своему назначению, пусть даже и в церкви. И тут разговор естественным образом перешел к обсуждению вопроса, касающегося отношений между родителями и детьми. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле» / Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. Так звучит пятая заповедь Закона Божия, которую Господь поставил первой среди заповедей, регулирующих отношения между людьми. В чем должно проявляться наше почитание родителей? В послушании (сам Господь показывает нам примеры послушания родителям), в неосуждении, в заботе о них в старости.
Затронули и тему воспитания детей родителями.
Возникло множество дискуссионных вопросов, услышали множество мнений. Но на некоторые так пока до конца и не нашли однозначного ответа, будем рассуждать и искать дальше. Приглашаем и вас принять участие в наших Евангельских беседах – в поиске ценных и важных, а главное, истинных ответов на вечные вопросы.