Пятничная молитва. Для чего человеку скорби?

Наша встреча в пятницу для молитвы была очень насыщенной. Прочитав 12 кафизму Псалтири, остановили свое внимание на 88 псалме.

Возник вопрос — почему в этом песнопении одновременно присутствует и взывание к Господу о прощении, моление облегчить скорби и тут же Его восхваление?

Читаем кафизму еще раз. При повторном чтении, действительно, понимаем, насколько глубоким может быть смысл тех или иных молитвословий. В этом псалме пророк Давид умоляет Господа об облегчении страданий и в тоже время воспевает, восхваляет Бога, милость Его. В этом псалме присутствуют слова самого Господа. Псалмопевец говорит с Богом, рассуждает и тут же приводит по памяти слова Божии, которые некогда Сам Господь сказал ему. Господь ярко говорил в душе Давида. Встает вопрос: «А слышал ли кто-то из нас глас Божий? И вообще возможно ли это?» Здесь некоторые ребята поделились своим личным опытом богообщения. Так или иначе, многие, а, возможно, и все присутствующие испытывали общение с Богом, получали ответ от Господа в тех или иных обстоятельствах различным образом. Следует отметить, что настоящая вера появляется тогда, когда происходит общение с Богом.

Возвращаемся к псалму. Если разбирать его, то можно проследить следующую цепочку:

— Воспевание Давидом Бога

— Обетование Господа Давиду, что навек Он утвердит семя его и устроит в род и род престол его (Пс. 88: 4-5; 20-38)

— Отвержение и уничижение Богом Давида

— Испытания, скорби, страдания Давида

— Восхваление и благословение Давидом Бога

Не смотря на все обетования, Господь посылает царю Давиду скорби и испытания, а он продолжает его восхвалять. Почему так происходит? Почему человеку вообще попускаются скорби, страдания? На эти вопросы нам предстояло найти ответ. Господь Всемилостив, и всегда пребывает с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28: 20). Но почему же человек терпит страдания? В данном псалме мы отчасти можем найти ответ на этот вопрос. Давид повествует о том промежутке своей жизни, когда жил с Богом, и был счастлив, но вдруг все меняется. Однако Сам Господь ведь давал обетование, что всегда защитит, поможет, сохранит. Но не стоит забывать следующие строчки все того же псалма, сказанные некогда Давиду Богом: «Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, если нарушат постановления Мои и заповедей моих не будут хранить, то накажу жезлом беззакония их и ударами неправды их, милости же Моей не отниму от них и не изменю истины Моей, не нарушу завета Моего и не откажусь от того, что вышло из уст Моих» (Пс. 88: 31-35). Отсюда следует, что Господь отвернулся от помазанника своего за согрешение. Давид совершил такой поступок, за которым последовали попущенные Богом испытания. Этот греховный поступок и сам Давид осознает, раскаивается и восхваляет Бога, помня, что Он «милости своей не отнимет от согрешающих и не изменит истины Своей», потому псалмопевец и восклицает: «Благословен Господь во век. Да будет, да будет» (Пс. 88:53)

Кажется, ответ очевиден: «Скорби попускаются человеку за какое-то согрешение, страсть».  Однако, почему же страдания могут продолжаться достаточно долго, даже если человек приносит истинное покаяние? Часто, мы и на своем собственном опыте можем убедиться в том, что даже после исповеди легче на душе не становится и скорби все продолжаются, и могут стать еще сильнее. Об этом можно сказать так. В Таинстве Исповеди, Бог принимает наше искреннее покаяние и, словно, с косой проходится по нашим грехам- побегам. Таким образом, побеги гибнут, но корни остаются. Для того, чтобы их выжечь и попускаются человеку скорби и страдания. И еще для того, чтобы прочувствовав всю тяжесть борьбы с грехом, человек больше не захотел к нему возвращаться.

Но, наверное, многие могут привести пример, когда страдает, казалось бы, безвинный человек. И здесь нужно отметить такой момент, что страдания могут попускаться не только за что-то, но и для чего-то. В пример можно привести слова Самого Господа Иисуса Христа, с которыми Он обращается к своим ученикам, отвечая на вопрос: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан. 9:2). Господь говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:3). Часто, именно в каких-то испытаниях и скорбях Бог чему-то научает человека.  Господь всегда устраивает полезное для нас. Часто, мы просим у Бога то, что нам хочется, а Он по Своей Премудрости дает то, что нам нужно. Всегда следует в первую очередь просить у Бога терпения, сил, чтобы со смирением и благодарением нести свой крест.

Екатерина Страмилова, студентка ДВГГУ, член Молодежного движения Хабаровской епархии

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика