3. Япона мать…
Решили не «заморачиваться» с автобусом, и ехать в Токио на скоростном экспрессе. Пока шли к вокзалу увидели японских школьников. Девчонки в каких-то страшных одинаково мешковатых синих платьях. Нам объяснили, что у них везде такие наряды. Их школьная форма просто удручает.
О скоростном экспрессе много не расскажешь. Внешне красив. Внушает уважение. Двухэтажный. Два класса. Там, где билеты дороже, удобств немного больше, там, где дешевле – спинки не опускаются и очень тесно. Вид из окна красивый и скорость, как у легкомоторного самолета. Но гораздо более приятное впечатление осталось у папы от поездки из Москвы в Питер на «Красной стреле». Скорость передвижения примерно та же, но удобств несравненно больше. Выходит, и мы кое-что можем. На действительно высоком мировом уровне, а может в чем-то и лучше. Вот только распространение эти новинки получают пока не в нашем регионе. А почему не повторить этот опыт, построив такую дорогу между Хабаровском и Владивостоком? Было бы хорошо, правда?
Дома в Токио жмутся один к другому почти вплотную. Непривычно и неуютно. Какие там дворики или экологические нормы. Вот и наш гостиничный номер немало удивил. Сдвигаем занавеску, а там, напротив нашего окна, окно соседнего здания. Если мы из своего протянем руки, и, из соседнего сделают тоже самое, то может случиться рукопожатие: мир! дружба! Вот только такие вольности не в японском стиле. Окно мы задергиваем занавеской и больше не открываем.
Нам повезло: в Токио у нас живет и работает знакомая. Знает местную жизнь не понаслышке, а изнутри. На два дня мы просим быть ее нашим гидом.
Еще в Хабаровске задумали отведать в гостях настоящее суши. Понравилось очень. И рыба, и осьминоги, и сырые креветки очень вкусны. Японцы дорожат настоящим, естественным вкусом продукта и редко используют соусы, хотя последних за столиком достаточно. То, что предлагается в наших ресторанах, как настоящее японское суши таковым едва ли можно назвать. Судите сами. В 4 часа утра в Токио открывается продовольственный рынок. Ночью туда завезли только что выловленные морские деликатесы. Они не подвергались никакой заморозке или другой обработке. Все только самое свежее. Из каждого ресторана закупщики сами приезжают на рынок. К началу завтрака вся эта роскошь уже у кудесников-поваров. Таким суши не отравишься, у блюда, действительно, неповторимый, запоминающийся вкус. Это хорошо отлаженная десятилетиями целая индустрия островной державы, где любят хорошо и здорово покушать. Что-то подобное создать у нас не видится возможным.
А как японцы работают? В офисах трудятся в основном по 10 – 12 часов в сутки. При таком режиме дня на сон можно выкроить где-то 6 часов. У многих всего два выходных в месяц. И у всех две недели годового оплачиваемого отпуска.
— Япона мать! – возмущается в сердцах отец. — Работают много, — продолжает свой рассказ наш новый гид Елена, но не всегда эффективно. Сидят на рабочем месте пока в офисе начальник. Уйти раньше него нельзя — вдруг он что-то захочет спросить, а подчиненного нет – конфуз. А начальник тоже трудоголик – все силы и врем — работе. Все сидят, перекладывают бумажки, сосредоточенно смотрят в компьютеры и изображают деятельность. Наконец шеф ушел. Но покинуть офис вслед за ним опять нельзя! Такой поступок может значить, что ты не вполне загружен работой или не дорожишь интересами фирмы! Клерки бросают быстрые взгляды друг на друга. Кто решится встать и уйти? Наконец у кого-то не выдержали нервы. Первый пошел! Подумай сколько и ты проработал в фирме, какой вклад внес в ее развитие, чем тебя могут попрекнуть за «ранний» уход и если все взвесил, значит пора уже и тебе в дорогу к дому? Завтра все начнется сначала.
Весьма запоминающимся было посещение искусственного острова Одайба. Именно там расположен выставочный центр фирмы «Тойота». Моим фантазиям не было предела. Думалось, что увижу нечто футуристическое, аппараты совсем не похожие на те, что бегают по нашим дорогам. Но ничего подобного. На деле это оказались очень большие и комфортные демонстрационные залы, наполненные в основном автомобилями с гибридными двигателями. Сами автомобили особенно авангардными не казались. Зато их можно было потрогать, погладить, сфотографировать, посидеть внутри, представив себя водителем или пассажиром. Доступен был и тест-драйв. «Тойота» настойчиво продвигает на рынок свои гибриды. Не мудрено ведь такие комбинированные двигатели позволяют сократить выброс сажи в атмосферу на 90-95%. До 60% сэкономить бензин или дизельное топливо. Так что можно сделать прогноз. Уже через 3 – 5 лет они, по уже сложившейся традиции, хлынут к нам. Рекомендую уже сегодня к ним внимательно присмотреться.
Путешествуя по Японии, вообще сложилось такое впечатление, что только мысли японских инженеров остры, как некогда самурайские мечи. Во многом другом немало лежащих на поверхности проблем и недоразумений. Ну, например, так и не смогли в воскресенье поменять валюту. В будни банки открыты до 15 часов. И обменники тоже. После этого времени у них работа с документами и, наверное, такая популярная игра «в кто кого пересидит». В воскресные дни банки не меняют валюту вообще. В большинстве развитых стран такой проблемы нет. Вам поменяют, к примеру, доллары на евро почти в любой гостинице, почти в любое время. Да и в Хабаровске мы бы сильно удивились, случись у нас подобное затруднение. Ну, решите вопрос, чтобы хотя бы один обменник на всю столицу работал ежедневно и часов до 22. И к нему иностранные туристы в очередь выстроятся! На такси будут ехать. Зарабатывайте на обмене и сделайте, чтобы люди смогли уладить свои проблемы. Не тут-то было.
В токийском метро стоимость билета зависит от количества остановок и протяженности маршрута. Японцы заходят и считают, во сколько им обойдется поездка, если едут не по обычному маршруту. Серое метро. Невзрачные поезда. Сильно уступает оно нашему московскому или питерскому.
Зато на улицах образцовый порядок. Сортируются все отходы. Для каждой мелочи свой сборный контейнер. Отдельный контейнер предусмотрен для пластиковой бутылки и отдельно для ее пробки! Дисциплинированный японец все опускает куда полагается.
Есть в Токио и свои бомжи. Мне кажется они еще несчастнее наших. Жить в картонных коробках из-под каких-то бытовых приборов вблизи блестящих респектабельных небоскребов еще тоскливее. И может потому у них в глазах такая безнадега.
4. Александр Невский и Николай Японский.
В воскресенье утром мы берем такси и мчимся к храму Александра Невского — нужно успеть к началу литургии. Впрочем, слово мчимся это скорее хабаровский атавизм. Такое впечатление, что японцы никогда никуда не торопятся. И просьба к таксисту ехать хотя бы чуточку быстрее ему кажется странной.
Землю для строительства православного храма в японской столице выкупила наша соотечественница С.И. Кравцова. Но еще больше нас удивило, что над его главным входом висит икона искусно выполненная Народным художником России жителем Хабаровска Г.Д. Павлишиным. Геннадий Дмитриевич передал ее в дар. Но сами прихожане говорили, что такая икона вполне могла быть куплена по цене нескольких лимузинов.
Вообще, нашего земляка в Японии очень ценят. Несколько лет назад ему, как художнику была присуждена первая национальная премия. Никогда прежде в истории страны иностранный мастер не был оценен так высоко. Для вручения наград Геннадия Дмитриевича с супругой приглашали на торжественный прием к японскому консулу в Хабаровске. А потом правительством была организована поездка и в столицу страны восходящего солнца.
Служба в храме Святого благоверного князя шла на русском языке, хотя и певчие, и священник были коренными японцами. Старались, как только могли. Иногда это выглядело весьма забавно, с местным колоритом. Возгласы священника почему-то очень напоминали пронзительные выкрики самураев. На каждой службе они поминают о здравии и благоденствии не только православных христиан Японии, но и России, нашего общего патриарха Кирилла. Среди убранства храма мы заметили икону с частичкой мощей Николая-до.
Николаем-до японцы до нынешнего времени зовут нашего соотечественника Святителя Николая Японского. Почти в самом центре Токио стоит величественный Воскресенский собор, но сами японцы чаще называют его собором Николая-до. «До» по-японски — путь. Выходит, они предлагают своим соотечественникам следовать по пути указанному им, русским монахом Николаем, – т. е. следовать Православию. Только идя по этой дороге можно спасти свою бессмертную душу. И японцы начинают это понимать.
А первые шаги были очень тяжелыми. Японцы настороженно и с большим недоверием относились к каждому иностранцу. Сказывались национальные особенности и традиции того времени. Только Божией помощью и предельным напряжением сил получилось создать вначале небольшой приход, а потом и расширить его.
Труднее всего было во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Некоторые японцы подстрекали увидеть в русском миссионере военного шпиона. Эти подозрения могли стоить ему жизни. Но предложение вернуться на Родину он отверг. В то время в Японии появились пленные русские воины. И Святитель организовывал им помощь, доставлял посылки и письма из России, добивался улучшения условий их содержания, лечения раненых и больных… И во всех этих делах ему помогали православные японцы.
Он в совершенстве овладел языком. Перевел на японский язык Евангелие и необходимые Богослужебные тексты. Построил Воскресенский собор. За полвека его миссионерской работы в Японской Православной Церкви уже насчитывалось 33017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 116 православных проповедников-катехизаторов. Во второй половине 20 века Святитель Николай Японский был причислен к лику святых, как равноапостольный. И ныне японцы очень чтут его светлую память.
P.S. А мои способности в английском пригодились по-настоящему разве что только в аэропорту и в гостиницах. Да еще несколько раз на выставке. Рядовые японцы английским почти не интересуются. Как, впрочем, и рядовые хабаровчане.
Вера Кравченко, студентка, участница Молодежного движения
Вера, спасибо за экскурсию. Все правда. Сам своими глазами видел в июне. В центре Токио тесно, но там как правило люди не живут, а работают. Домой в пригород уезжают на электричках. А там, кстати, уже возделывают свои небольшие участки под красивые сады. Сады и деревья — там это целая философия. Каждый кустик ухожен, даже если он встречается один между дорогами хай-вей. Есть чему поучиться, но и иделизировать, конечно, японскую жизнь не стоит. Ведь, в таком море зданий, ощущение пустоты в душе покидает, разве что только в Николай-до…