Вера Кравченко: «Здесь преодоление себя, своего страха, маленький личный подвиг во имя Христа…»

20130120В редакцию сайта DVMOLODO.RU поступил отзыв по поводу окунаний в проруби на праздник Крещения Господня. Письмо написано как ответ комментарию Maximus в заметке «Завтра: готовим купель».

«Уважаемый Maximus, не можем разделить приведенную вами позицию. 

По поводу первого аргумента о том, что Крещенское купание — риск для здоровья. Рискованным оно станет только тогда, когда делать это будут безумно, необдуманно. Нужно окунаться так, как это принято в Православной традиции, тогда и риска не будет.

Как это делается без риска, надеюсь, что прочтете, узнаете и без моей помощи. Благо сейчас есть немало серьёзных источников.

Рискованным и даже очень, сегодня можно объявить всё что угодно. Богоборцы постоянно пытаются объявить опасным для здоровья Святое Причастие. И даже вполне разумные, с их точки зрения, выдвигают объяснения. И мы знаем таких людей, которые поддались этим объяснениям и не причащаются, потому что тоже против «риска».

Поступайте правильно, с умом, так, как учит нас Православная Церковь, положитесь на её опыт и о своих страхованиях по поводу риска можете смело забыть.

По поводу второго. Купание в освященной воде человека никак не противоречит благоговейному отношению к действительно великой святыне. Думать иначе могут люди не понимающие, что на самом деле происходит во время Праздника Крещения Господня либо же по какой-то причине искажающие происходящее. Можем вкратце пояснить. Сотни тысяч православных священников во всем мире в этот день освящают естественные водоёмы (реки, ручьи, озера, наконец, моря и океаны!). И эта освященная вода освящает собою само лицо земли и всё, что находится в ней (в воде) – всякую тварь. Человек – венец творения Божия так же достоин омовения в этой воде и освящения ею же. Всё это никак не вступает в противоречие с благоговейным освящением храмов, алтарей и так далее.

По поводу третьего. Купаются в это день люди очень разные. Так же как и живут вокруг нас люди разные и очень разные люди ходят в Храмы. Мы бы не стали всех грести одной гребенкой. Более того, возрождали традицию Крещенских купаний в Хабаровске люди именно верующие, православные, те, что постоянно ходят в Храмы и не дружны с суевериями. А сегодня к иордани идут уже и не только верующие. Для кого-то из них это становится первым шагом к вере.

Купание в иордани не обязательно очищает от грехов (для очищения от последних требуются искреннее покаяние, исповедь и так далее). А в интернете и в СМИ, действительно немало тиражируется всяких нелепиц. Тут всё просто: чтобы испить чистой водицы не ходите к ближайшему болоту, но прильните к чистому источнику.

По поводу четвертого. Вот что говорит о «нетрадиционности» например проректор Казанской духовной семинарии игумен Кирилл (Илюхин): « Делаем мы это в память о Крещении Христа в водах Иордана. Это древняя практика не только Русской, но и всей Православной Церкви.»

И это действительно так. В этот день, например, в Греции бросают крест в море, а потом православные ныряют за ним на глубину. И достать его очень непросто. И небольшая опасность есть: вдруг дыхания на глубине не хватит. Здесь тоже преодоление себя, своего страха, маленький личный подвиг во имя Христа. И в русской, и в греческой традиции воспитывается мужество и самоотверженность. Качества, которые так нам всем необходимы и юношам, наверное, особенно.

Так что обычай окунаться в Иордань никоим образом не нарушает святость совершаемого торжества, ни как не противоречит духу истинного христианства! Скорее даже наоборот.»

Вера Кравченко, студентка ХГАЭиП, участница Молодежного движения «Курс-Восток»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

33 комментария к записи “Вера Кравченко: «Здесь преодоление себя, своего страха, маленький личный подвиг во имя Христа…»”

  1. «Рискованным и даже очень, сегодня можно объявить всё что угодно.»
    Да, но скажите это тому дядьке, погибшему от сердечного приступа в момент купания. Или вы скажете что он плохо подготовился?
    Риск есть, это факт. Другое дело, что соваться в прорубь с тяжелыми заболеваниями — это все равно что требовать у Бога совершить чудо.

    «Купание в иордани не обязательно очищает от грехов»
    правильнее сказать, вообще не очищает.

    Такое вот дополнение.

    • Вера К.:

      Уважаемый Крисс, у меня нет цели Вас переубеждать настаивать на своей точке зрения и вдаваться в полемику, но чтобы у Вас не возникало подобных вопросов все таки решила вам ответить, внести некоторую ясность.
      1)По поводу того, что «купание в Иордани вообще не очищает от грехов» это уже не нам определять!Будучи на Земле мы уж, врядли, сможем узнать верный ответ. Поэтому давайте закроем тему и будем помнить, что все по воле Божией.
      2)По поводу того человека, погибшего от сердечного приступа в момент купания, конечно, я не скажу, что он плохо готовился..но!это совсем не означает, что окунание в День Крещения — вред или это требование совершения чуда. Опять же повторюсь, риск есть всегда и везде, все по воле Господа. Вспомните, хотя бы, трагедию, которая случилась в прошлом году с великолукскими паломниками, которые ехали в автобусе под Черниговым….и вы теперь скажите, что паломнические поездки нужно отменить?!

    • Вера, вы с одной стороны просите закрыть тему, а с другой провоцируете к продолжению разговора.

      Просто совет по жизни: научитесь принимать комментарии (и критические тоже) спокойно и рассудительно. Это очень важное умение по жизни.

    • Евгений:

      Вера! 5 баллов!)

    • Певец Караоке:

      А кроме шуток, хочется сказать спасибо Вере Кравченко, за подробный ответ на комментарий читателя.

      p.s.
      Нырял. Холодно было, учитывая что я мерзляк. Но вместе со всеми не страшно.
      Пойду ли купаться в следующем году не знаю, наверное каждый год это нужно заново решать. В принципе я скорее от максимализма одобряю такие вещи (для себя), на родных это не распостроняется, даже чаще отговариваю.

      Вера, одного не понял, насчет:
      «Нужно окунаться так, как это принято в Православной традиции, тогда и риска не будет.»

      Поясните если можно, как именно принято. Спасибо.

    • Там противоречие или ошибка — сначала Вера говорит что «если купаться по традиции, то риска не будет», а потом пишет что риск есть в любом случае — «риск есть всегда и везде».

      Вера запуталась?

    • Певец Караоке:

      Противоречие, да. И не только в этом.
      Но Вера вроде как девушка не глупая, надеюсь (хочу верить) что распутается..

    • Вера К:

      Крисс! Вы меня зацепили:)

      Риск при окунании в иордань по Православной традиции, действительно, сведен до минимума. Потому я и написала, что в этом случае можно забыть о своих опасениях.
      Но, видилели ли вы какое-либо дело вовсе без доли риска? Забивая гвоздь в стену, можно размозжить палец и даже умереть от заражения крови, если, конечно, вовремя не принять меры. Кто скажет, что забивая гвоздь вы вовсе не рискуете?
      А если более серьезно. Недавно, по -моему в Хабаровске, ( показывали сюжет по ТВ) умер молодой парень прямо во время игры в воллейбол. Что-то случилось с сердцем. Воллейбол рискованная игра? Может ее на этом основании запретить. Ведь нужно беречь молодые жизни и не искушать Бога! Зачем рисковать!
      А вот еще пример. В прошлом году умер мальчик прямо на уроке физкультуры. Физкультура рискованный урок? Может и ее запретить заодно?
      Выходит доля риска есть везде. В чем же вы видете противоречие?

    • Вера, вы так лихо гарцуете с предложением запретить что-либо, что я даже поискала в своих комментах — где же я призываю к этому?
      Не нашла 🙂
      Вера, я действительно не призываю запрещать ни волейбол, ни размозжение пальца (кстати, как можно размозжить палец если у него нет мозга), ни окунание в иордань.
      Здоровому человеку с адекватным взглядом на происходящее (отношение к празднику, к окунанию, к молитве) нет никаких противопоказаний.
      Но… и дальше про тех, кто прыгает в ледяную воду с хроническими болячками, с гриппом, просто «за компанию», за экстримом, за надеждой что ледяная вода вот так сама просто возьмет и смоет все грехи… продолжать думаю не нужно, здесь вроде все все правильно понимают. Хоть и не всегда 🙂

    • Вера К:

      Певец Караоке, расшифруйте, пожалуйста, свой вопрос. Вас интересует как происходит само окунание в соответствии с православной традицией или процесс подготовки к нему?

    • Вера К.:

      Крисс!;)
      Ну, я просто не знаю: вы пишите «как можно размозжить палец, если у него нет мозга». Вообще-то у обычных людей в иных костях, как ни странно, присутствует мозг, он-то и называется костный. Оттого и понятия существуют размозжить палец, ногу и т.д. Не дай вам, конечно, Бог.

      Крисс, а вообще вы юноша или девушка, или кот?:)))

    • Не вдаваясь в лингвистические нюансы — «размозжить» обычно применяется к голове, все-таки 🙂

      пс: Я девушка, но от того я не менее того Кот 🙂

    • Вера К.:

      Так я и знала. Кстати, котов на Крещение не принято окунать в иордань. Может оттого и весь сыр-бор?!:))))))))

    • Коты — они сами по себе, ни у кого разрешения не спрашивают 🙂

    • Певец Караоке:

      Вера, я разверну вопрос.
      Существует множество методик закаливания на сегодня, в том числе позволяющих довольно долго находиться в ледяной воде. Но ни один инструктор никогда не скажет что риска нет, даже если у него безупречная статистика.

      После слов «Нужно окунаться так, как это принято в Православной традиции, тогда и риска не будет.» я как-то не очень уверенно себя почувствовал. Вполне возможно, что я не очень хорошо знаком с православной традицией. И уж тем более известные мне несчастные случаи в праздника Крещения прошлых лет, не добавляют мне уверенности что я правильно все понял.
      Поэтому и попросил уточнить.

      ______
      По поводу рисков вообще:
      Мне кажется, что говоря о примерах волейбола, забивания гвоздей и прочих — нужно учитывать что риски — величина плавающая, в зависимости от многих факторов, но определяемая, выражающаяся в процентах (в моем бизнес плане, по крайней мере).
      И если бы, при обыденном забивании гвоздей, вероятность получить повреждения глаз (а не ушиб пальца) была больше 10% — то молотком бы орудоволи исключительно специалисты. И учили бы этих специалистов гораздо дольше.

      p.s.
      Про физкультуру:
      Как я помню, после 2-х (за полгода) вызванных в школу бригад скорой помощи, физ-ру у нас на месяц отменили. А потом сменили учителя и соответсвенно требования к подготовке. Потому что выросли риски.
      Ну и разумеется присутствовали на уроках не все, а только те, кому не воспрещал лечащий врач.

    • Вера К.:

      Певец караоке.
      Попытаюсь немного написать, хотя, мне кажется, вряд ли будет что-то новенькое. Очень надеюсь, что моё письмо поможет Вам правильно сориентироваться и, дай Бог, уже в следующем году быть в наших дружных рядах.
      Так вот, чтобы избежать риска, нужно подумать есть ли медицинские противопоказания. Если есть – можете поберечься и не окунаться.
      Подумайте о своём настрое. От него очень много зависит, в том числе и то, как организм перенесет воздействие холодной водой. Если серьезно боитесь, затею можете оставить.
      Окунайтесь только в Праздник Крещения Господня и именно во воспоминание этого Величайшего События. Если у Вас будут другие мирские цели: как то закаливание, назло врагам, проверка себя и т.д. это уже не наша ТРАДИЦИЯ.
      Окунайтесь в специально подготовленных и проверенных местах. Там и медработники дежурят, и увидите, как правильно всё делать. Риск сведен к самому возможному минимуму.
      Не задерживайтесь в иордани больше 1-2 минут. Этого достаточно, чтобы трижды перекреститься и столько же раз окунуться с головой.
      Наверное, хватит? Если хотите подробнее, то обратитесь, например к ТОЗу от 18.01.2013. Там расписано очень подробно, но журналистам не удалось избежать некоторых серьёзных ошибок. Думаю, что Вы сами их увидите.

  2. Maximus:

    Прочитал означенное «послание к Maximus’у», и честно говоря, нахожусь в некотором недоумении.
    Мне несколько неясно, почему уважаемый автор, Вера Кравченко, обращается ко мне?
    Перед размещением этой заметки я специально оговорился, что выставляю ее именно в качестве мнения, не с целью полемики, а для того, чтобы каждый мог увидеть весь спектр мнений, и сделать для себя осознанный выбор: как именно вести себя в день Крещения. Лично для себя я такой выбор, естественно, тоже давно сделал. И, по замечанию Крисс в той же теме, полагаю, что, не являясь пингвином или тюленем, купаниями в ледяной воде лучше не заниматься.
    Но, еще раз подчеркну, что это — именно личный выбор каждого человека. Люди, окунающиеся в прорубь лично у меня не вызывают ни раздражения, ни желания их в чем-то переубеждать. Это исключительно их дело.

    Что же касается конкретных возражений со стороны автора письма, то думаю, что ей правильнее было бы адресовать их непосредственному автору данного текста — Владыке Домодедовскому Евтихию. И, вероятно, рассказать ему о том, что принято в православной традиции, чему учит нас Православная Церковь, и о каких страхованиях ему следует забыть. А также о том, чего именно он не понимает или что именно искажает в смысле праздника Крещения.

    За сим позвольте откланяться.
    С уважением, всегда к Вашим услугам, Maximus.

    • Вера К.:

      Уважаемый Maximus, прошу вас внимательнее читать мой текст…в особенности, его начало, где я, на мой взгляд, весьма четко написала, что обращаюсь не лично к Вам! и не лично к многоуважаемому Владыке Домодедовскому Евтихию(однако, спасибо за совет), а я просто не могу разделить, приведенную Вами в пример, точку зрения…и по каждому пункту привела свое мнение, дабы другие люди имели возможность ознакомиться с двумя позициями затронутой темы.

    • Maximus:

      То есть «Уважаемый Maximus, не можем разделить приведенную вами позицию» — это обращение не ко мне? Что-то я видать совсем перестал понимать русский… Ну ладно, дело не в этом.
      Все похоже несколько хуже, чем я думал. Потому что, значит, Вы обратили внимание на то, что это именно текст Вл. Евтихия, и именно его считаете возможным поучать (о том, чему учит Православная церковь, например. Или где он искажает смысл праздника, да? ).
      Что ж,в таком случае, будьте любезны привести цитаты из определений церковных Соборов (с указанием места и времени проведения), где сказано, что православным необходимо нырять в прорубь, или что это неотъемлемая составляющая православного вероучения. (Ведь Вам же, безусловно, известно, что учением Церкви является только то, что провозглашено на Соборах, а все остальное — частные мнения).
      Если Вы этого сделать не в состоянии, то остается два варианта. Или Вы, даже не понимая, чем отличается учение Церкви от частных мнений в Ней, беретесь учить епископа.
      Ну или Вы — прозорливая старица, специально направленная для исправления нашего священноначалия от имени Церкви. В этом случае я Вас уверяю, что Вл. Евтихий впал в заблуждение не специально, он не злостный еретик, не надо его так уж сурово обличать. Смените гнев на милость, матушка! Просто он слишком занят, и поэтому его познания в области православного вероучения не могут, конечно, сравниться с глубочайшим уровнем студентов ХГАиЭП. Но теперь-то уж все мы можем быть твердо надеяться на его всецелое исправление под Вашим мудрым духовным руководством.

  3. Мальвина:

    Вера! Ты умница! Зачет вообще!:)

  4. Луша:

    А чего «умница»? Ответы дерзкие,никакого уважения к оппонентам,никакой любви. Будто окунание в иордани-высшее исповедание веры и те,кто не согласен с этим-маловеры.

    • Вера К.:

      Луша, спасибо за критику, согласна с вами… но вот насчет того, что по-вашему мнению для меня «окунание в иордани-высшее исповедание веры и те,кто не согласен с этим-маловеры», то это совсем не так. Просто на этой страничке мы обсуждаем именно эту тему. Поэтому отходить от нее никак нельзя, соответственно могло сложиться такое ошибочное впечатление.

    • Певец Караоке:

      Луша, я думаю если «оппоненты» почувствуют недостаток уважения и уж тем более любви — они сами об этом скажут. Пока вроде никаких особенных переживаний.
      ____
      А насчет исповедания веры и маловерия… Мы как-то, лет 6 ago, один из друзей просил содействия в интересном эксперименте, для взрослой возрастной группы, на выносливость.
      Группа от 18 до 26 лет, треть сосвем без подготовки, (она же — курящие, пьющие) им нужно было за 2 месяца перешагнуть некоторый рубеж в отжиманиях от пола. Многие после 2х недель занятий начинали психовать и прямо таки кричали что не могут и никогда не смогут.
      Тогда я с помощью старой записной книжки нашел очень красивую и столь же хрупкую девушку Юлю, которая легко отжималась на кулаках пару сотен раз и отдельной песней заманил ее в гости к этой толпе печалящихся мужиков.
      Ровно 2 недели порог перешагнули все. И ни одного оскорбления или нервного срыва.

      Позже один товарищ у меня заимствовал эту историю со всеми заметками для какого-то психологического журнала. Статью так и не прочитал (я психологов, не очень), надо поискать в ящике.

      В этом смысле маленький личный подвиг Веры Кравченко мог принести бОльшую пользу, чем куча бульканий от толпы небритых суровых мужиков (это я про себя и своих друзей, если что). Как и вышеизложенный ответ Веры Кравченко, несмотря на некоторые хрупкие положения в нем.

    • Луш, пока все в рамках приличий, вот когда аргументы кончатся и оппоненты перейдут на личности и оскорбления…

      Или повзрослеют и не перейдут 🙂

  5. Евгений:

    И Макисмус молодец, положил в риторских плетениях девушку на обе лопатки… По теме- сам в этом году не купался, но примером вдохновлен. В следующем году, если ничего не разможжу и не закашляю, то искупаюсь )

    • Maximus:

      Не надо, не надо девушку жалеть: ей же полезно.) Теперь она научится отличать вопросы, где категоричность уместна и даже необходима от вопросов, где разные мнения равноценны. И заодно отличать общецерковное учение от мнения своего и согласных с ним мнений священнослужителей.

    • Вера К.:

      Милый наш Maximus!
      Придется мне Вас слегка цитировать, дабы расставить, как говорится, все точки…

      «Уважаемый Maximus, не можем разделить приведенную вами позицию» — это обращение не ко мне? Что-то я видать совсем перестал понимать русский… Ну ладно, дело не в этом.»

      Как раз с языком-то и беда. Приведённая человеком позиция это, если быть точным, та позиция, которую он приводит. В письме, в доказательстве… И приводит он не обязательно свою собственную позицию. Это может быть любая цитата, из любого источника. Здесь важно кто этот источник привел. Это и есть не мнение его по вопросу, а приведенная им позиция. Надеюсь понятно излагаю?

      «Потому что, значит, Вы обратили внимание на то, что это именно текст Вл. Евтихия, и именно его считаете возможным поучать»

      С чего Вы взяли, что я поучаю Владыку? Поучать может старший младшего, или более опытный менее опытного. У меня нет ни того, ни другого преимущества. И потому я, как мыслящий человек, вступила в дискуссию. И думаю, что в этой дискуссии меня многие поддержат. Как, впрочем, немало найдется сторонников и у другой стороны.

      «Что ж,в таком случае, будьте любезны привести цитаты из определений церковных Соборов (с указанием места и времени проведения), где сказано, что православным необходимо нырять в прорубь, или что это неотъемлемая составляющая православного вероучения. (Ведь Вам же, безусловно, известно, что учением Церкви является только то, что провозглашено на Соборах, а все остальное — частные мнения).
Если Вы этого сделать не в состоянии, то остается два варианта. Или Вы, даже не понимая, чем отличается учение Церкви от частных мнений в Ней, беретесь учить епископа.»

      Ну братцы! Тут Вы уж совсем загнули. Как у М.Ю.Лермонтова в «Бородино»: «Смешались в кучу кони, люди.» Что Вы хотите искать в определении Церковных Соборов? Окунание в иордань – русская Православная традиция. Она не является учением Церкви, это — Т р а д и ц и я! У греков она другая – традиция. У прочих народов иные. Я же писала об этом. Вам бы, Maximus, только обличать! И никто не должен никого заставлять нырять. Тут должен быть позыв собственной души и смелость. Именно в таком порядке – вначале позыв, потом осмысление, а потом только смелость.

      На прочие Ваши недоумения, мне кажется, я ответила выше.

    • Maximus:

      «Как раз с языком-то и беда. Приведённая человеком позиция это, если быть точным, та позиция, которую он приводит. В письме, в доказательстве… И приводит он не обязательно свою собственную позицию. Это может быть любая цитата, из любого источника. Здесь важно кто этот источник привел. Это и есть не мнение его по вопросу, а приведенная им позиция. Надеюсь понятно излагаю?»
      Вы цитировали кого-то другого? Почему же сослались тогда на того, именно Вы процитировали? И я так и не понял из всего сказанного: это был Ваш, личный ответ мне, или Вы просто переслали чей-то еще?

      «С чего Вы взяли, что я поучаю Владыку? Поучать может старший младшего, или более опытный менее опытного. У меня нет ни того, ни другого преимущества. И потому я, как мыслящий человек, вступила в дискуссию.»
      Вступили в дискуссию с заявлением о том, что те, кто не приемлет эту традицию, не понимают смысл праздника или искажают его? Да нет уж, матушка, это уже не просто дискуссия, а весьма жесткая полемика, причем такие вещи Вы заявляете в адрес епископа.

      «Окунание в иордань – русская Православная традиция.»
      О, а вот это уже крайне интересно.
      Тогда, видимо, все же придется определиться.
      Или: «Поступайте правильно, с умом, так, как учит нас Православная Церковь, положитесь на её опыт и о своих страхованиях по поводу риска можете смело забыть.»
      Или: «Она не является учением Церкви, это — Т р а д и ц и я!»
      Так что Вы на самом деле думаете (если это Вы — автор письма, в чем я теперь уже сомневаюсь)?

    • Maximus:

      sorry, опечатка. Следует читать: «Почему же НЕ сослались тогда…»

  6. Вера, а вы как я понимаю против традиции закаливания в принципе?

    • Вера К.:

      Крисс, нет я совсем не против закаливания. Просто, говоря об окунании на Крещении, я не хочу смешивать его с закаливанием и моржеванием.

  7. Певец Караоке:

    Вере Кравченко

    —- Попытаюсь немного написать, хотя, мне кажется, вряд ли будет что-то новенькое. Очень надеюсь, что моё письмо поможет Вам правильно сориентироваться и, дай Бог, уже в следующем году быть в наших дружных рядах. ——

    Прежде всего, спасибо что потратили время на ответ, Вера. Новенькое будет, я всегда предчувствую если человек может. Просто говорите больше (если можно) своими словами.
    И уточняйте, если я непонятно написал. Вот как с «дружными рядами», например. Написал же что нырял. Возможно, эти судорожные всплески воды прошли для Вас незамеченными, в связи с тем, что купался я далеко от города Хабаровска.
    —- Так вот, чтобы избежать риска, нужно подумать есть ли медицинские противопоказания. Если есть – можете поберечься и не окунаться. —-

    Я так не думаю. У меня была довольно насыщенная жизнь и складывается впечатление, что противопоказания есть уже ко всему..
    Наверное, каждый это решает для себя все же. Вот я как-то набивал вечером трубку и решил.
    Поэтому и спросил насчет (цитата): «Нужно окунаться так, как это принято в Православной традиции, тогда и риска не будет».
    Если быть до конца откровенным, количество несчастных случаев стала много ниже, когда на местах купания по стране стали дежурить 2 бригады. Скорой помощи и МЧС.
    Может теперь это входит в православную традицию, я не в курсе.

    —- Окунайтесь только в Праздник Крещения Господня и именно во воспоминание этого Величайшего События. Если у Вас будут другие мирские цели: как то закаливание, назло врагам, проверка себя и т.д. это уже не наша ТРАДИЦИЯ. —-

    А вот с этим я бы поспорил. Мне кажется можно и нужно (хотя бы детей) подготовить закаливанием за месяц до Праздника.
    Соблюсти традицию и уделить особое внимание, это не помешает. Просто мне кажется что наши предки имели большее понимание в вопросах холода и борьбы с обморожением, чем мы (городские). Но это тоже, всего лишь личное мнение.

    —- Наверное, хватит? Если хотите подробнее, то обратитесь, например к ТОЗу от 18.01.2013. Там расписано очень подробно, но журналистам не удалось избежать некоторых серьёзных ошибок. Думаю, что Вы сами их увидите. —-

    Я не хочу обращаться к тульскому оружейному заводу. У меня свой интерес. Кроме того, мне нравиться, как Вы пишите и что пишите вообще.
    Но только если Вы сами не жалеете о потраченном времени, разумеется.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика