Впервые за три недели своим присутствием порадовал участников Молодежного движения Хабаровской епархии митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, недавно вернувшийся с Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Для рассмотрения владыка предложил три духовно-познавательных направления: авторы Ветхого завета, христианский праздник Сретение Господне, Архиерейский собор 2013 года.
Соборно приняв вполне прогнозируемое решение, присутствующие просили владыку осветить последнюю из названных тем. Раскрывать её владыка начал с описания и объяснения устройства Русской Православной Церкви.
Обозначив высшие органы церковной власти (Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси), их полномочия и порядок работы, владыка особо отметил, что Патриарх Московский и Всея Руси не имеет права вмешиваться в дела епархий, местных Церквей, на которые разделена Русская Православная Церковь. Епархией самостоятельно управляет епархиальный архиерей, избираемый Священным Синодом: архиереи пользуются всею полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства (пункт 11 главы XV Устава Русской Православной Церкви). При этом епархиальным архиереем может быть только монах, принявший три обета: нестяжания, целомудрия и послушания. В силу последнего Патриарх может лишь рекомендовать, советом направлять епархиального архиерея принять то или иное решение — Духом Святым преисполнен и Патриарх Московский и Всея Руси и соответствующий епархиальный архиерей.
В этом, как пояснил владыка, состоит одно из существенных отличий Русской Православной Церкви от Церкви Католической, в которой Папа Римский почитается в качестве наместника Бога на земле и является полновластным главой Католической Церкви.
В продолжение владыка поведал о механизме разработки и принятия решений Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, о порядке избрания Патриарха Московского и Всея Руси, поделился личным опытом участия в деятельности счетной комиссии при избрании Патриарха Московского и Всея Руси в 2009 году, обозначил ключевые моменты встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года.
Основная часть повествования владыки была представлена перечислением вопросов и проблем, рассмотренных на Архиерейском Соборе, и отражением позиции Русской Православной Церкви, выработанной в отношении разрешения некоторых них.
Владыка рассказал, что на Архиерейском Соборе 2013 года обсуждались предложения по изменениям Устава Русской Православной Церкви, процедуры избрания Патриарха Московского и всея Руси, актуальные экологические проблемы, реформа семейного права и проблемы ювенальной юстиции, вопросы членства в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, Положение о наградах Русской Православной Церкви, отношение Русской Православной Церкви к технологиям учета и обработки персональных данных граждан.
На итогах работы Архиерейского Собора касательно последнего вопроса из вышеперечисленного перечня владыка остановился подробнее, подчеркнув следующее:
1. Церковь не оправдывает тех, кто уклоняется от исполнения гражданских обязанностей, установленных государством, однако настаивает на защите прав граждан жить согласно со своими убеждениями.
2. Доступ граждан к материальным и социальным благам не должен ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа и тому подобного.
3. Современные электронные средства учета персональных данных граждан позволяют собирать, хранить, обрабатывать и анализировать информацию о человеке и в этом контексте рассматриваются как каналы контроля и управления человеком, «возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных» (абзац 2 пункта 5 Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных от 4 февраля 2013 г., http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2775107).
4. У граждан должна быть альтернатива современным электронным средствам учета персональных данных граждан в виде традиционных, бумажных, способов такого учета.
5. Мы должны быть готовы к совершению подвига исповедничества веры Христовой: «если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)» (абзац 1 пункта 6 Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных от 4 февраля 2013 г., http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2775107).
По сложившемуся правилу эпилогом встречи послужили содержательные ответы владыки на вопросы присутствующих, большинство из которых были направлены на разъяснение услышанного в рамках нашего духовно-просветительского занятия.
Евгений Клеймёнов
А потом вошел А.Мещеряков с радостной вестью!Владыка посадил его рядом с собой — рассказывать!Пропели многолетие,записывали пожелания в открытку.А еще помолились за болящих.
Никита, ты — наш новый журналист! 🙂
Ну, Женя, ну молодец!
Так изложить мое более чем скромное сообщение! Спаси Господи.
Слава Богу за всё, владыка!))) Да, хранит Вас, Господь!
» Духом Святым преисполнен и Патриарх Московский и Всея Руси и соответствующий епархиальный архиерей.»
По факту рукоположения? Бац — и уже в Духе? И все решения по умолчанию богодухновенны?
Папизм уже здесь.
Ох и аукнется нам такая хула на Духа…
Не, ну горячиться тоже так не надо. Почему сразу папизм.
«Действительно, можно различать два сообщения Святого Духа Церкви: одно произошло дуновением Христа, Который явился апостолам в вечер Своего воскресения (Ин. 20, 19-23); другое было личным сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-5).
Первое сообщение Святого Духа относится ко всей церковной совокупности, к Церкви, в ее целом, поскольку она — единое тело; вернее, Дух Святой преподается всей совокупности апостолов, которым Христос одновременно дает и священническую власть вязать и решить. Это не личностное присутствие Святого Духа, а как бы служебное по отношению ко Христу, Который Его дает. По толкованию святого Григория Нисского, оно здесь — «связь единства Церкви». Здесь Святой Дух дается всем апостолам совокупно, как связь и власть священноначалия. Он не относится к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости» (В.Н. Лосский. «Очерк мистического богословия Восточной церкви»).
Макс, ты же прекрасно понял, что я о разницы богодухновенных истин и просто традиций.
Если второе будет нагружаться сакральными смыслами и перетягиваться в первое, можешь себе представить что начнется. Догматы и те рождались в мучительных спорах святителей. А чтоб любое постановление любого архиерея было уже априори свято и абсолютно благословлено Богом просто по факту его (архиерея) должности…
Да, но не факт, что автор статьи именно это имел ввиду — что любое архиерейское постановление свято, безошибочно и благословлено Богом.
Сказано было дословно следующее: «Духом Святым преисполнен и Патриарх Московский и Всея Руси и соответствующий епархиальный архиерей.»
Это также можно вполне понять и в смысле отрывка из Лосского — что каждый архиерей обладает даром Св. Духа как «связи единства Церкви».
Думаю, что сам автор мог бы пояснить здесь.