Продолжение цикла бесед на Ветхозаветную тему состоялось вечером четверга ушедшего. На этот раз рассказ митрополита Игнатия был посвящен появлению богоизбранного народа на земле. В начале своего повествования владыка отметил следующее.
После вавилонского столпотворения люди забыли Бога и стали язычниками.Вместе с тем Сын Божий, Спаситель человечества, Бог во плоти мог и должен был появиться только в подготовленном, духовно взращенном народе. Для этого его необходимо было вначале создать, отделив, изъяв «народоначальника» из греховной языческой среды. Отцом избранного народа суждено было стать Авраму, одному из потомков Сима, сына Ноя.
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Бытие 12:1,2).
Далее владыка осветил ключевые моменты из жизнеописания Аврама и его родственников, попутно неоднократно обращая внимание на достоинство библейских текстов, выраженное в предельно фактологическом, эмоционально неокрашенном, характере их изложения: переселение Аврама с женой Сарой, племянником Лотом в Землю Ханаанскую; сошествие Аврама в Египет, вызванное засухой и голодом; возвращение в Земли Ханаанские; разделение земель для скотоводства Аврамом и Лотом, поселение Аврама близ дубравы Мамре, а Лота близ городов содомских; беЗплодность супругов Аврама и Сары; рождение у Аврама сына Измаила от служанки Сары Агарь; заключение завета между Богом и Аврамом, после которого последний стал АвраАмом, то есть отцом множества народов, а Сара (Госпожа моя) СарРой, то есть Госпожой множества; явление Господа Аврааму в виде трех ангелов, Святой Троицы («И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Бытие 18:1,2)); ниспровержение Господом Содома и Гоморры и спасение Лота, его дочерей ангелами; чудесное рождение у Авраама и Сарры сына, Исаака; испытание Богом веры Авраама через приказание принести в жертву сына Исаака; познание Исааком жены своей, Ревекки; рождение у Исаака и Ревекки двух сыновей, Исава и Иакова; обретение младшим сыном Иаковом первородства; рождение у Иакова двенадцати сыновей, двенадцати колен Израилевых, от которых и произошел израильский народ.
Все пространственные перемещения Авраама и его близких владыка представлял не только словесно, но и сопровождал наглядно, рисуя на доске образы географических объектов, относительно которых происходили вышеуказанные передвижения. Поведал также владыка о климатических особенностях земли обетованной того времени и о том, что из себя представляет ландшафт земли израильской в настоящее время, об интересной судьбе дуба Мамре и о пророчестве, связанном с его гибелью, о личных впечатлениях от посещения Святой Земли.
Завершение вечера традиционно было ознаменовано вопросами аудитории владыке. Ответы, как всегда, были исчерпывающими.
Не менее запоминающимся фрагментом финальной части нашей встречи стали ответы самих участников «молодежки» на вопросы о том, как убедительно объяснить неверующим людям, почему происходят трагичные несчастные случаи, в результате которых гибнут люди, в чем причина и смысл человеческих страданий, и какова роль (воля) Бога в этих событиях и процессах.
Одна из наиболее удачных точек зрения относительно первого из названных вопросов отражала и практически в точности воспроизводила высказывание преподобного Амвросия, старца Оптинского: «…Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
Евгений Клеймёнов