Если бы мне вдруг стали задавать такой вопрос: «А что Вы делали в ночь с 18 на 19 мая?», я бы не стал в ответ расспрашивать: «А в чем Вы меня подозреваете?» Я бы с удовольствием стал рассказывать, как я провел это время, и начал бы с утра 18-ого… К этому дню я заранее морально подготовился, ожидая, что он будет насыщенным событиями и трудами. Так и случилось.
Стоп! Поскольку потенциальный дознаватель когда спрашивал про ночь на 19-ое, не уточнил год, то я позволю небольшое отступление и расскажу, что я делал в этот день 22 года назад. Это тоже был долгожданный день, вернее вечер, проведенный допоздна в кругу друзей, наполненный разными эмоциями, но в основном, радостью и восторгом. Венчался этот вечер ночным костром, песнями, и запомнился он детским ощущением счастья, как сопричастности к чему-то очень большому, чему то, не до конца осознанному, но очень великому. Это был тот последний в истории вечер, когда официально во всех школах выпускников начальной школы принимали в пионеры. Мне повязали галстук, который после каникул носить вроде как стало необязательно. После августа 1991 года все вокруг стало резко менять свой курс… Поэтому, поблагодарив Бога за то, что Он своими путями привел меня в год 2013-ый, где всего этого уже нет, я расскажу о событиях, не так давно минувших.
С утра я оказался в п. Березовка. В школе № 2 я, отец Андрей Дидур и Ярослав Павленко, Мальвина Шангина и Женя Орлова поставили 15 информационных стендов на самые актуальные темы для подрастающего поколения: «Против курения», «Против алкоголя», «Против наркотиков», «Против абортов», и «Что такое любовь и семья как настоящие ценности». Звучит, как отчет о подготовке военной саперной операции – установили столько-то мин, растяжек? Но это примерно так и есть. Со второго урока начались беседы со школьниками. Перед началом первой беседы заметил надпись мелом на доске «19 мая – День Пионерии». Конечно же, вспомнились школьные годы. Но еще более яркие впечатления оставили сами школьники. Живые, энергичные, воодушевленные личности, они с интересом вслушивались в тему о том, что у человека совсем иное предназначение, нежели чем спиться, искуриться или погибнуть в бездне разврата. Сразу заметно, что в этой школе педагогам удалось получить небольшие ростки тех зерен Истины, которые они терпеливо сеяли предыдущие годы. Невольно отметил, что в этих старших классах, с 7 по 10-ый, — большинство желающих быть сопричастными чему-то великому. Улавливается интерес к словам о любви, семье, Родине, человеческой душе, духовных ценностях.
Очень быстро прошли четыре урока. Ярик уехал на Зеленый Марафон, а мы с батюшкой уехали готовиться к дальнейшим событиям.
Днем я еще встречался с людьми, которые готовятся ко Крещению. На заключительной беседе мы говорили о Символе Веры и о том, что люди после совершения таинства Крещения становятся клеточками единого Богочеловеческого организма. Это живая Церковь, где люди причастны Богу. Ощущение того, что примерно через неделю нас, православных христиан, станет еще на десяток больше, придало мне сил. Я остался на Всенощном бдении, которое пролетело как одна большая молитва. К тому же пришлось уйти чуть раньше, так как нужно было приготовиться к важному мероприятию.
Ночь 1. Веселая.
Православное молодежное движение «Курс-Восток» стало участником всероссийской акции «Ночь в музее». Это было приятно осознавать, когда мы получили разрешение поучаствовать в ней, но это и наложило на нас определенную ответственность. Требовалась яркая идея, чтобы в ней было воплощено творческое начало, чтобы в ней был духовный смысл, созвучный духу нашего движения. А главное, чтобы это вызывало интерес и желание поучаствовать в этом действии у обычных прохожих людей. Прохожих – потому, что местом, отведенным для нашей инсталляции, стала улица рядом с витриной музея. За витриной в помещении покоились кости кита, который умер в 1900 году, что придавало изначальным обстоятельствам некую загадочность.
На помощь нашей творческой группе пришло современное искусство. Кратко отвлекусь на мое отношение к такому явлению, как «современное искусство». Искусством его назвать очень сложно, так как в основной своей массе, произведения современных художников-новаторов, инсталляторов, авангардистов, сюрреалистов, перформансистов трудно назвать «искусными». Иногда, кажется, что все эти нагромождения разных материалов, звуков, строк специально делаются людьми, чтобы потом можно было отличить красивые, искусные картины, музыку или стихи — от уродливых, неискусных. А если присмотреться к выставкам произведений этого самого современного искусства, то можно увидеть, что обычного восприятия и обычного воспитанного вкуса не хватает, чтобы оценить их художественное достоинство. Проще говоря, ничего не понятно, что же современный художник хочет сказать…. Однако, у этого явления, есть один большой плюс. Если художнику удается объяснить, доказать, что в этом можно увидеть некий смысл, новое слово, то его произведение может быть воспринято позитивно. А фантазией зрителя или какими то коммерческими способами может быть доведено даже до звания шедевра.
То, что увидели прохожие у Гродековского краеведческого музея, вполне логичнее бы смотрелось в Художественном музее. В нем как раз тоже проводилась ночная акция. Там то, быть может, наша инсталляция была бы оценена какими-нибудь эстетатами, или, наоборот, сочтена уже не модной и закидана помидорами. Но, нам то нужен был «экшен», и мы очень рады, что оказались там, где оказались.
Но в начале пара слов о том, как это придумывалось. Стихийно. Стремительно.
Первая идея была у творцов-художников Дениса Абдулина и его друзей. Сделать фигуру какого-нибудь привлекающего внимание существа. Например, динозавра. Было решено делать его из кусочков дерева и собирать постепенно прямо на месте. На этом идея зависла. Привязать деревянного динозавра к Православию ни в одной трактовке было бы не под силу. «Я так вижу» — был бы не убедительный аргумент, да и кроме этого сказать было нечего.
Когда на следующий день приступили к новому «думанию», то заменили динозавра на человека, а потом и на трех деревянных «человеков». Где три человека – там и беседа. Там вопросы и ответы. А почему бы в беседе и не поучаствовать посетителям музея? Это же интерактив, тот самый «экшн»! Осталось задать вопросы, которые были бы актуальны для каждого человека, и которые бы заставили немного встряхнуться от повседневности. На чуть-чуть остановиться и подумать, поразмышлять над жизнью.
Не для пущего морализма, а только ради самого действия, было решено, что когда люди будут озвучивать хорошие мысли и давать позитивные ответы, один из художников будет наматывать светлые нити на конструкцию деревянного человека, «задавшего» вопрос. Таким образом, к концу перформанса, можно будет оценить каких мыслей было больше, и как бы одеть деревянных персонажей под занавес сцены в то, что о них думалось.
Осталось еще уточнить, что интерактивную беседу деревянных людей с прохожими предстояло вести через стекло. Поэтому общение приобрело форму комикса, где речь героя выделена в круглые пузыри, они же «баблс». Момент беседы фиксировался на фотоаппарат. Многие участники беседы сейчас имеют возможность увидеть себя, говорящими с деревянными людьми через стекло. И ничуть не удивиться, так как это искусство, это «арт»!
Ярослав Павленко, один из тех людей, кто объяснял прохожим, что вообще происходит, дал очень хорошую легенду нашему перформансу. За витриной, видите ли, скелеты настоящих людей. Их осталось очень мало, поэтому их и показывают в музее, чтобы люди не забыли, как они выглядят. «Настоящие люди» во время ночи в музее задают настоящие вопросы, на которые желающие могут прямо сейчас ответить.
Было задано порядка 60 разных вопросов, среди которых были такие:
Что хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать?
Если бы вам разрешили изменить только одну вещь в мире, что бы это было?
Вы делаете то, во что верите, или пытаетесь верить в то, что делаете?
Насколько вы контролируете то, что происходит в вашей жизни?
За что вы больше всего благодарны в этой жизни?
Какое у вас самое счастливое воспоминание о детстве?
Кто я?
Кто съел кита?
Зачем я живу?
Почему я один?
Чем это все закончится?
Что я оставлю после себя?
…
А вот вопросы, которые не вошли в программу, но были придуманы участниками в порядке творческого штурма. Можете в комментариях на них поотвечать..
Я спросил у ясеня, где моя любимая?
Отчего так в России березы шумят?
Что было раньше – дерево или семечка?
Когда включат воду?
Зачем тебе айфон?
От Кого я произошел?
Евгений Галёса, координатор культурно-массового направления Отдела по делам молодежи Хабаровской епархии
Хорошая идея. 🙂 Любопытно, и какие ж были ответы?
Вопросы сильно разные по качеству. 🙂 Из невошедших вопросов — с 1м и 2м — сразу к психиатру 😉 , 3 — семечка, с 4м — в ЖЭК, 5 — некорректен, 6 — от человекообразного предка, общего с обезьяной (естественно). Как и все прочие православные и неправославные планеты Земля. 🙂