Хабаровчане побывали на месте бывшей пересыльной тюрьмы в районе института культуры

20141105_08

Это стихотворение о. Павла Адельгейма, исповедника веры, пострадавшего от советской власти в 70-е годы 20 века, но по всем тем же мотивам – политическим взяла в качестве эпиграфа к своим впечатлениям от экскурсии, на которой мне посчастливилось быть 3 ноября. Она проводилась сотрудником общества «Мемориал» О.Н. Колесниковым по месту бывшей пересыльной тюрьмы в районе института культуры в Хабаровске.

Лагерь

За заборами,

За запорами,

За собачьими злыми сворами

Погребенные

Прокаженные,

До костей, до души обнаженные,

Дни и ночи

Мы волочим.

Словно цепи. Нету мочи.

Ни просвета,

Ни привета.

Смерти нет. И жизни нету.

1970 г., отец Павел Адельгейм

20141105_01Тема советских репрессий привлекла мое внимание после того, как мне попала книга с материалами научно-практической конференции, проходившей в Москве в 2013 г. Она была посвящена опыту духовного сопротивления бесчеловечному тоталитарному режиму, а также людям, сохранившим свое человеческое достоинство. Меня до глубину души тронули многие доклады: о местах массовых захоронений в Карелии Сандармох, Бутовском полигоне, о лагере на Соловках и др. Мне захотелось узнать, а что происходило у нас на Дальнем Востоке и Хабаровском крае в это время. Почитав немного в интернете, узнала, что в Хабаровске была пересыльная тюрьма, откуда людей отправляли по этапам в ГУЛАГи. Я вспомнила, что об этом мне рассказывала бабушка, приехавшая жить в Хабаровск в конце 40-х годов.

20141105_03Несмотря на снег и ветер, мы пришли на экскурсию. Больше всего запомнился отрывок из рассказа дальневосточного писателя, который маленьким мальчиком с матерью приходил к забору, чтобы увидеть отца, которого забрали ни за что. Писатель описывает, как открылись двери барака и они с мамой увидели отца, которого вместе со всеми остальными вели на пересылку в лагерь. Как они кричали ему, хотели подойти, но конвойный оттолкнул их. Мальчик видел отца последний раз…

20141105_04Мы прошли на тропе, по которой шли заключенные. Идешь по дороге и понимаешь, что 75-80 лет назад здесь шли люди на смерть ни за что, просто потому что был план по количеству тех, кто должен был быть объявлен врагом народа.

20141105_16Вечером в гости пришел папа, и я рассказывала ему об экскурсии. Папа, в свою очередь, рассказал мне, как его папа, мой дедушка, рассказывал ему, как один из их соседей в доме, в котором они жили, сотрудник НКВД, как-то сильно выпив, начал творить беспорядок в подъезде, так что им пришлось связать его. Так это человек говорил, что перед глазами у него стоят лица тех, на кого он сфабриковал дела, чтобы выполнить «план», кого лично расстрелял в 1937-1938 г. Без суда и следствия….

20141105_05Эта экскурсия еще больше убедила меня в мысли, что мы призваны делать духовное усилие, чтобы возрождать память. Память – категория, безусловно, духовная, поэтому она может быть как доброй, так и злой, и мстительной. Она может быть убита, но, слава Богу, может быть и возрождена. Но чтобы восстановить разрушенное, необходимы особые усилия, особый настрой нашего сердца.  И наша задача состоит в том, чтобы будить сердца людей, потому что если не будет разбужено человеческое сердце, память в человеке не возродиться.

Мария Мельникова

20141105_07Евгений Галёса:

Свои впечатления я решил отразить в небольших зарисовках:

  1. «Еще за дня два-три до экскурсии, когда я искал местонахождение хабаровской пересылочной тюрьмы, решил обратиться к жителям одного из подъездов многоэтажного дома на Кубяка, чтобы проникнуть на последний этаж и сфотографировать местность. Когда затеялся разговор, меня спросили, не японский шпион ли я? Я ответил, что нет, а просто хотел бы запечатлеть как выглядит местность, где раньше стояла пересылочная тюрьма. Тогда одна бабушка мне сказала: «А, да, было дело, у меня брат был репрессирован и через нее прошел…» Такая вот получилась ирония… Один из популярных приговоров по политической статье в годину гонений на Дальнем Востоке – шпионаж в пользу Японии».20141105_14
  2. Когда член правления общества «Мемориал» Олег Николаевич Колесников проводил экскурсию возле памятника жертвам политических репрессий, он показывал фотографии людей, прошедших через Хабаровскую пересылочную тюрьму. За то небольшое время, пока он вел рассказ, не более минут 15, прошло мимо нас человек 30-35. Из них двое подходили к нам, слушали внимательно. Второй из них долго не задерживался, просто крикнул нам: «Их всех невинно убили!» и ушел, смахивая снег с куртки рукой, пальцы которой были в наколках…. По окончании экскурсии мы мирским чином пропели литию перед памятником, после чего один мужчина подошел и сказал: «Спасибо, что помните». После краткого разговора выяснилось, что его отец только под конец жизни рассказал о том, как побывал за решеткой в годы репрессий, и что раньше он не мог этого рассказать. Мы узнали имя этого мужчины (Виктор) и обещали за него помолиться.20141105_06
  3. Как-то, разговаривая давно со своими знакомыми, мы задались вопросом, а кто такой Кубяк, что в честь него назвали улицу? Благодаря экскурсии, я узнал, что у людей, заходящих в магазин «Знания» на одноименной улице, над носом висит памятная табличка в честь него. Оказывается, он тоже был репрессирован. Расстрелян в Москве в 1937 году. Человек, положивший практическому развитию идей нового государства в Хабаровске. Приехавший помочь закрепиться новому режиму на нашей земле, где только что перестала существовать Дальневосточная республика, и этот же режим его и перемолол.20141105_09
  4. Кроме памятника на Институте искусств и культуры, есть еще Часовня памяти жертв политических репрессий, которую построили на Центральном кладбище к 20 октября 1990 года. Надпись над входом в Часовню гласит: «Вечная память невинно убиенным». Часовня эта освящена епископом Хабаровским и Владивостокским Гавриилом. Внутри часовни над чашей — икона Христа Спасителя, под чашей для свечей замуровано послание к россиянам 2050 г.20141105_15

Будем надеяться, что россияне 2050 года не снесут эту часовню, не будут больше убивать людей, которые могли ставить там свечи, не будут зарывать их в 4-метровые рвы, чтобы сверху еще одним слоем хоронить других людей, не построят новых тюрем для инакомыслящих, не будут истязать их пытками. Ведь мы это уже прошли? И не забыли?20141105_17

Наталья Ткачева, участница экскурсии:

Спасибо вам за замечательную, незабываемую экскурсию. В наше время, да и в любое другое очень важно возвращать нашу память в трагическое прошлое нашего много испытавшего, вынесшего на своих плечах, народа. Кто — то из великих людей сказал: «У народа, который не знает своего прошлого — нет будущего», и это правильно. Вы делаете великое дело — низкий вам поклон.

20141105_02
20141105_1020141105_1120141105_1220141105_1320141105_18

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Хабаровчане побывали на месте бывшей пересыльной тюрьмы в районе института культуры”

  1. Юлия:

    Спасибо за отчет. Женя, а ты … не проникай в следующий раз как японский шпион))) я , к примеру, там живу ))) ты заходи, если что )) я тебя пущу …. и на чердак тоже )))

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика