19 февраля 2015 года в актовом зале Хабаровской духовной семинарии прошло епархиальное собрание, посвященное итогам Архиерейского Совещания, состоявшегося 2-3 февраля в Москве.
Интересующие нас по этому поводу вопросы мы задали руководителю отдела по делам молодежи Хабаровской епархии о. Макарию Ненашеву.
— О. Макарий, для чего владыка вас собрал?
— На Архиерейском Совещании, в котором приняло участие большинство епископов Русской Православной Церкви, одобрен, с последующим утверждением Архиерейским Собором, документ «Об участии верных в Евхаристии», которым надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви.
В ходе епархиального собрания был зачитан и обсужден этот документ, который вызвал множество уточняющих вопросов у священников.
— Каким образом документы, которые были приняты в Москве, обсуждались и готовились?
— Документ подготовлен Межсоборным присутствием, которое является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
— Почему эти вопросы сейчас для нас актуальны?
— Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
— Что принципиально сейчас должно измениться?
— Такие собрания очень нужны, так как всем священнослужителям важно знать и понимать, чем живет Церковь, чтобы еще лучше нести свое служение. Каждый священнослужитель обязан в свою очередь познакомить с этим свою паству.
Одно из ключевых положений документа «Об участии верных в Евхаристии» связано с подготовкой к Таинству. Важно знать, что традиция причащаться только после строгой подготовки установилась в монашеской среде. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому, что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки.
В документе говорится о том, что «Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних».
— И насколько мы близки или далеки от того, к чему нас призывают в этих документах?
— Думаю, что с участием в Евхаристии в Хабаровской епархии вполне все хорошо. Наши прихожане стремятся причащаться каждый воскресный день, в великие двунадесятые праздники, а также в дни памяти особо почитаемых святых.
Хорошо бы было каждому верующему молодому человеку прочитать данный документ и обсудить на наших молодежных собраниях!