«Сочувствие», «сопереживание», «покаяние», «любовь», «не предавать» — такими словами отозвался фильм «Восхождение» у участников кинопросмотра в прошлый четверг, 14 мая. Кто-то же совсем не захотел говорить, настолько сильно и сокровенно было его чувство в тот момент.
Размышляя о двух главных героях фильма – Сотникове и Рыбаке – мы рассматривали два разных образа, два разных пути… Можно ли увидеть в них восхождение? И куда? Кто герой, а кто предатель? Вопрос оказался неоднозначным. В фильме показаны непреклонный в своих убеждениях командир Красной Армии Сотников, до конца верный своей Родине и службе, и его подчиненный Рыбак, который не смог из-за страха смерти не предать. Но такое впечатление может быть поверхностным, как мы поняли из нашего рассуждения.
Заметим, что создавая фильм, Лариса Шепитько, режиссер фильм, хотела воссоздать евангельские события, а именно предательство Иудой Господа Иисуса Христа. И даже актеров на главные роли подбирали в соответствии с этой задумкой.
Так вот, Сотников – учитель математики, коммунист, командир КА, попав в плен к немцам, решительно был готов на казнь. Он смог преодолеть страх смерти и отказался служить врагу. «Есть вещи поважнее собственной шкуры», — говорит он. Но в тоже время, несколько раз в фильме показаны его странные, можно сказать показные действия, которыми он невольно подставил других людей, которые вместе с ним были казнены. В чем его восхождение (восхождение — это либо поднятие вверх на труднодоступную высоту, либо ход, развитие по восходящей)? И здесь мы можем наблюдать, как человек преодолевает постепенно страх смерти. Человек неверующий. Через боль телесную, которую он претерпевает, через убежденность и верность своим взглядам, принципам, страх смерти отходит на второй план, и он решительно идет на виселицу… Хотя как заметили участники обсуждения – у него другого выхода-то и не было. Но ведь Сотников и мысли такой к себе не подпускал, что можно как-то иначе, что можно предать Родину. С помощью света показана внутренняя работа над собой главного героя (как выразительный прием).
А что же Рыбак? Этот герой, как сказали бы мы, несмотря на ряд положительных качеств, таких как забота о других, даже можно сказать, жертвенность, понимание, смалодушествовал. Настолько страх смерти и ее нежелание были сильны, что с ним происходит даже некое помешательство, и в последний момент он соглашается служить немцам. Он собственноручно выбивает пень из-под ног Сотникова во время повешения. В фильме его несколько раз называют Иудой, но это как-то не совсем искренне, не совсем чувственно, в общем, этот ход авторский не вызывает доверие. Он даже как Иуда собирается повеситься, но обе попытки оказываются неудачными… И вот этот человек посреди немецкого «лагеря» воет от отчаяния, а вокруг немецкая речь, немецкие песни. А было ли восхождение у Рыбака? Если, под последним эпизодом его жизни подразумевать покаяние, то да, а если просто отчаяние, то, скорее всего, нет. Но стоит, заметить, что по ходу действия, были видны его внутренние борения и выбор положительный.
Очень примечательно, что в фильме показан верующий герой – староста. Он единственный из всех был самым уравновешенным, спокойно предал себя воли Божией. В чем же его восхождение? Как думаете вы? И еще двух героев – еврейской девочки и матери троих детей (предлагаем посмотреть фильм и написать ответ в комментариях)?
На фоне рассуждений о фильме мы остановились на теме страха смерти. Как преодолеть его? Для души так неестественно быть без тела, для нее трагично оторваться от него. Что помогает человеку преодолеть этот страх? А ведь смерть – это таинство, переход в другое состояние. Мы пришли к мысли, что как раз боль (болезнь) телесная, скорби помогают человеку по-другому посмотреть на смерть. А главное — это любовь ко Господу, желание соединиться с Ним и любовь Господа к нам, Благодать Святаго Духа преодолевают этот страх. Остается только страх Божий.
И, если вдруг наступит момент выбора – смерть ради Господа или продление жизни земной – Господь укрепит, подаст свою благодать, если на то будет Его воля, и мы сможем пострадать за Него, хотя сейчас нам кажется, что это нам совсем невозможно, и даже ответить на вопрос о выборе мы не можем. Но все возможно Богу.
А ведь еврейская девочка один из самых мужественных персонажей… Ее потрясение и боль были не меньше, чем у Сотникова, и она молча поднялась на эшафот, глядя в глаза смерти. А уж про женщину-мать судить и вовсе невозможно без трепета… Помните, в «Реквиеме» Ахматовой строки про Богородицу:
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Вот когда эта женщина, отнятая у детей, знавшая, что оставаться им в оккупации сиротами, смотрела в глаза Сотникова в камере… Он, истекающий кровью,хрипло дышащий, взглянул ей в глаза и выдохнул коротко «прости…» Разорвалась сердце материнское, но она ведь в этой своей страшнейшей горечи простила!!! Сотникова, весь их быт одним своим явлением разбившего, простила. Вот на это мужество, глубочайшую женскую мудрость и силу, не уступающую ни одному герою с фронта, у меня и слов нет. У меня даже сердца и фантазии не хватает, чтобы прочувствовать ее ситуацию или представить себя на ее месте. Думаю, они с Сотниковым одинаковую боль пережили… И вместе приняли смерть. Все вместе. Словно таинство освящения, преображения, освобождения… Выглядело это для меня примерно так!
Настя, как проникновенно, как трогательно и точно. Спаси тебя, Господь.