Вот и подошёл к завершению проект «Православие F.A.Q.». В пятницу, 22 апреля, состоялась заключительная беседа под названием «7 таинств Церкви», которую провёл заведующий Библейско-богословской кафедрой Хабаровской духовной семинарии Михаил Владимирович Квашнин.
В начале беседы Михаил Владимирович отметил важность «правой веры», то есть единомыслие людей в данном вопросе, потому что у человека, который верит иначе, по словам апостола Павла, может быть другой бог, иной Христос, иной Святой Дух.
Началом повествования о таинствах Церкви послужили строки из Символа веры: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Слушатели узнали о таинстве Крещения, о том, что оно в ряду таинств Святой Церкви стоит на первом месте и совершается единожды.
Михаил Владимирович рассказал аудитории для чего нужно крещение:
— Каждый человек имеет неповторимую личность – ипостась. Но всех людей объединяет именно человеческая природа, соединяющая в себе тело, душу и дух. Сын Божий ради нашего спасения воспринял именно человеческое естество. Распятие — искупительная жертва Христа для исцеления падшей человеческой природы. И все мы можем и должны приобщиться к Его искупительной жертве, и это приобщение происходит именно в таинстве Крещения.
Далее последовало объяснение самого действия Крещения – верующего во Христа троекратно погружают в воду с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Таинство Крещения было установлено Самим Господом, когда после Своего Воскресения Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Несколько слов было сказано о мучениках, которые, не будучи крещёными при жизни, умерли мученической смертью за веру во Христа, тем самым крестившись собственной кровью.
Интересно было узнать о том, что Крещение единственное из таинств, которое может совершить не только священник, но и мирянин, в случае особых жизненных ситуаций.
Следующее таинство, о котором было сказано — миропомазание. В этом таинстве верующему при помазании освящённым маслом – миром — подаётся благодать Святого Духа, укрепляющая его в духовной христианской жизни. Благодать подаётся от Отца через Сына в Духе Святом.
Первоначально благодать Святого Духа подавалась апостолами через возложение рук. В связи с умножением Церкви апостолы и епископы не успевали возлагать руки на каждого человека, поэтому и возникло таинство миропомазания.
Далее последовал разговор о таинстве Причастия, которое заключается в подкреплении духовных сил христианина Телом и Кровью Христовой, которые выступают под образом хлеба и вина. Причастие по-другому называется Евхаристия, в переводе с греческого – благодарение.
Следующее таинство, о котором узнали слушатели, стало таинство священства. Это таинство было установлено ещё в Ветхом Завете. С апостольских времён церковная иерархия состоит из трёх степеней: епископов, священников и диаконов. В таинстве священства христианину через рукоположение епископа (архиерея) подаётся благодать Святого Духа. Рукополагать могут только архиереи.
Далее речь пошла о Таинстве Брака, смысл которого заключается в соединении мужчины и женщины, когда двое становятся единым целым. В таинстве брака совершается уподобление Богу, потому что муж является главой жены, как Христос является главой Церкви. Это таинство совершается в чинопоследовании венчания. На жениха и невесту возлагаются венцы – символ царства и мученичества.
Елеосвящение – таинство, с которым продолжилась беседа. Елей — это освящённое масло, при помазании которым по молитвам священников происходит исцеление болящего. Это таинство иначе называется соборованием, потому что церковное чинопоследование указывает совершать его собором (собранием), как правило, семи священнослужителей.
Завершением беседы стало таинство покаяния, в котором христианину при раскаянии в своих грехах и исповедании их перед священником даруется прощение от Бога. Необходимым условием данного Таинства является вера в то, что грехи будут прощены.
— Каяться в грехах всегда неприятно и стыдно, но ещё хуже грешить и не каяться, — резюмировал лектор.
В заключении Михаил Владимирович сказал о том, что семью таинствами жизнь Церкви не ограничивается.
— Всё в Церкви таинственно – и освящение воды, и монашеский постриг, и погребение. И даже крестное знамение по своей сути таинственно. Но таинства, о которых шла речь сегодня, являются Таинствами Таинств, а вершина их – Евхаристия.
Татьяна Зайцева