Исповедь. Общая.

Завтра, 02 марта 2011 года, во всех храмах города Хабаровска после вечернего богослужения состоится ЧИН ОБЩЕЙ ИСПОВЕДИ. Начало в 17:00.

Что собой представляет этот чин и какова история его возникновения?

В древности практиковалась публичная исповедь. Кающийся христианин должен был рассказать о своем грехе перед общиной и попросить прощения. Затем, когда в Церковь стало приходить огромное количество язычников, и общины естественным образом увеличились, исповедь стала частной. Но сразу хочется отметить, что раньше Таинство Покаяния не было связано с Таинством Причастия, христиане причащались каждую неделю, а исповедь была обязательна только для отпавших от Церкви. В России в 17 веке наложили запрет на Причастие без исповеди, чтобы люди помнили, что причащаться нужно с чистой совестью. Затем была установлена норма — обязательно причащаться один раз в год Великим Постом (государственное постановление). Конечно же, многие христиане так и поступали. И естественно, священнику ничего не оставалось делать, как исповедовать 200-400 человек одновременно. Так и появилась общая исповедь.

Приведем отрывок из книги Алексея Уминского «Тайна примерения» (Москва, Даниловский благовестник, 2007 г.)

«Говоря об общей исповеди, мы вспоминаем наши мно­голюдные храмы в тот период, когда не хватало ни храмов, ни священников. В большие праздники в церковь приходи­ло так много людей, что невозможно было успеть всех поисповедовать, и совершалось некое действие, которое стали называть общей исповедью. Обычно выходил священник в епитрахили с крестом, с Евангелием и ко всем людям, ко­торые пришли в храм, чтобы причаститься святых Христо­вых Тайн, обращался с проповедью, касающейся Таинства покаяния. Он рассказывал людям о том, что такое исповедь, какие люди грешные, о том, что всем надо каяться, потому что без покаяния никто не может спастись и войти в Царс­твие Небесное, а потом говорил такие слова: «Сейчас я вам буду перечислять грехи, а вы все внутри себя кайтесь в них и говорите „грешен» или „грешна»». И священник начинал читать длинный-длинный список грехов, начиная от первой заповеди и кончая последней. И все люди повторяли вслед за священником слова покаяния в перечисленных грехах. После этого священник покрывал всех епитрахилью, люди целовали крест и Евангелие и шли причащаться.

Такую форму исповеди приписывают святому праведно­му Иоанну Кронштадтскому, называя его родоначальником общей исповеди. Действительно, святой праведный Иоанн Кронштадтский своей пламенной проповедью побуждал людей к покаянию. К нему на службу в кронштадтский Андреевский собор собиралось по пять-семь тысяч человек, в храме страшно было находиться — так глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умо­ляли Бога о пощаде… Исповедь про­должалась несколько часов. Совершалось настоящее покая­ние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его лич­ная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук. На такое был способен только святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники на­ходились в лагерях, и чтобы добраться до действующих храмов, которые были в основном маленькими, кладбищенски­ми, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они соби­рались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами».

Для чего сегодня и, например, завтра в храмах нашего города будет совершен чин общей исповеди?

Причин может быть несколько. Это и единение людей — укрепление Церкви. Это и возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом уже в порыве раскаяния подойти на индивидуальную беседу со священником. Это повод задуматься и даже ощутить сопричастность к общему греху, это возможность вспомнить забытый грех или услышать то, что и грехом не считал, и тут же покаяться.

Прп. Ефрем Сирин говорил: «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников».

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ.

P.S. Стоит уточнить, что на чине общей исповеди, который состоится в храмах города, общего разрешения грехов не будет, в отличии от общих исповедей прошлого, будет зачитываться общий список прегрешений, а затем люди будут индивидуально подходить за разрешительной молитвой к священнику.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “Исповедь. Общая.”

  1. свящ. Роман Никитин:

    Нужно уточнить, что общего разрешения грехов не будет, в отличии от общих исповедей прошлого, будет зачитываться общий список прегрешений, а затем люди будут индивидуально подходить за разрешительной молитвой к священнику.

  2. Виталий:

    Присоединяюсь и обращаю внимание на то, что раньше это было нормой и считалось естественным для людей чистых сердцем и душой… а сегодня.. посещение храма даже раз в неделю считается фанатизмом. Так чей ум все-таки болен. Нашего сегодня или тех, кто создавал для нас будущее, которое мы так успешно сегодня хороним и вообще ничего сегодня уже НЕ воспроизводим, а только расточаем?!?!

  3. Думаю, эту тему можно развивать до бесконечности Хорошо пишете. Учились где-то или просто с опытом пришло?

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика