Сельские священники..

Много мне приходилось встречать священников, но я хочу рассказать о сельских батюшках. У них простые лица, обычно загорелые, потому что приходится часто бывать на свежем воздухе, потрепанные подрясники. Живет такой священник в доме с «удобствами на улице», у него матушка и  дети, а также несколько приходов, расположенных иногда  на приличном, больше сотни километров, расстоянии друг от друга. А еще у него есть прихожане, чада духовные, которым очень нужен совет батюшки, его молитва, наставление. На селе обычно мало  работы, люди потихоньку спиваются, кто-то уезжает. Проблем очень много. Прихожане бедные, жертвуют мало, как бы самим продержаться до следующей пенсии, «детских» или зарплаты. Глубинка… А приезд батюшки это всегда радость. С вечера надо натопить печку, чтобы было тепло, навести везде  порядок,заранее написать объявление. Батюшке тоже непросто, ему иногда приходится провести за рулем 2-3 часа, чтобы вовремя приехать к началу Богослужения. Дороги разбитые, давно не ремонтируются. Машина иногда не выдерживает таких нагрузок, ломается, приходится отдавать ее в ремонт. А еще машину нужно заправлять, а где взять деньги на бензин, если за день в храме, бывает, продадут всего лишь несколько недорогих свечек.

Если и выпадет священнику редкий день отдыха, он постарается провести его с семьей, помочь супруге. В деревне есть, по меткому выражению одной сельчанки, «такой вид спорта — «троеборье» — дрова, вода, помои.» Чтобы матушка могла постирать, надо натаскать воды, нагреть ее, вынести после стирки. А стирки много, ведь детей обычно трое-четверо. А еще надо когда-то готовиться к сессии, ведь батюшка еще и заочно учится в духовной семинарии. В общем, работы и забот у сельского священника много. Но главное, что идут Богослужения, что и в мороз, и в жару, и в весеннюю распутицу приедет батюшка вовремя, если машина по дороге не сломается. «Воистину апостольское служение!» — написал один московский журналист, побывавший на сельском приходе и все увидевший своими глазами : расстояния, дороги, людей. Низкий вам поклон, простые сельские священники, спешащие в любую погоду к своим чадам духовным, помогающие им решить иногда кажущиеся неразрешимыми проблемы. Вас любят, вас ждут.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Сельские священники..»

  1. Крисс говорит:

    Здесь есть маленький городок — Негуши. Там есть маленький храм. Служат два попа по очереди — но каждый день. Так вот, в день в копилке наскребается едва ли 1-2 евро.
    Зато здесь совершенно нормально, если священник работает на светской работе. Приход редко где может его содержать — разве что на побережье, в курортной зоне. А не на горе 2км.

  2. mig говорит:

    Да, священнику надо кормить семью, поэтому он и работает на светской работе. А у нас в России, по моему мнению, епархия должна платить зарплату священнику или как-то помогать бедным приходам. Люди, незнакомые с нашими порядками даже удивляются и говорят: » А что, правительство не помогает строить церкви?». А я удивляюсь в ответ их наивности. Но ведь если разобраться, церковь строят для народа.

    • Крисс говорит:

      Но народ многонациональный. И религий много разных. Было бы несправедливо возлагать обязанность в виде налогов на постройку церквей например на граждан мусульман!

      Вот в Германии, где католицизм является государственной религией — можно. Потому что религия государственная.

      • Певец Караоке говорит:

        Даш, у нас можно тоже как в германии, проще простого.
        Только церковное управление будет против, костьми ляжет. И правильно сделает.

        Почитай еще раз соцопрос в блоге у Натальи slovo.
        Ну останется 5-7 процентов людей, которые реально ходят на службы и будут платить налог «как в германии».

        1) Встанет штанга у церкви на госканалах и прочих фуршетах, т.к. результаты соцопроса будут правильные.
        Придется признать что те «80% православного населения» — только этнографические православные, а не прихожане.
        Не то пальто.

        2) За бугром, если ты платишь налог — ты можешь поднять вопрос о том, на что уходят деньги. Недавно только, на прошлой неделе католики бастовали против епископа, который построил себе (по их мнению) слишком роскошную резиденцию. Загугли, глянь.
        Представь в РФ такое? Для многих людей все что начинается от протоирея, это дворянская грамота. Отчитываться перед «меньшими рангом» — унижение.
        sad but true/

        _____
        Это меня конечно волнует мало, но есть и куча других, вполне здравых пунктов «против», под которыми я бы мог спокойно подписаться.
        Не такой сейчас штиль, чтобы на налоги жить.
        Поднять бы церковные хозяйства свои и на это жить.. Мне кажется дело верное. Но тут от меня пока толку мало, поэтому даже сунусь с советами.

        • Крисс говорит:

          Ну да, все так.
          С другой стороны, вот эта вот доступность денег в крупных городах РФ растлевает попов враз. Епископ отгрохал дворец? Покажите ему резиденции в России))
          Есть отличная поговорка: «еще ни один поп не умер от голода под престолом».

          Однако всегда большим плюсом будет рабочее образование и навыки, потому что невыносимо видеть, как поп анонимно пишет в жж «Ищу любую работу, не могу смотреть как мои дети голодают! Готов покинуть РПЦ, только предложите работу…»

          Вот это не шутка. Вот это — просто катастрофа.
          Ты спросишь в чем причина? Элементарно — обычное дело. Банальный конфликт с иерархом. Перекрыли доступ к кормушке, не платят зарплату — протягивай ножки.
          Еще убиенный о. Павел Адельгейм много писал о конфликтах устава РПЦ и Трудового Кодекса РФ!

          • Певец Караоке говорит:

            «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.»

            Ты же знаешь, я колхозником как был так и помру. Не понимаю я в упор, почему устав РПЦ и трудовой кодекс должны синхронизироваться.
            Чего скрывать, бывают такие семинаристы, которые заранее примеряют на себя короны. «Стану епископом, не буду никогда голодать».
            Тошно смотреть, понятно что из них не выйдет толка.
            Человек должен понимать ответственность, прежде всего. А з/п это дело левое. Не просчитаешь.
            ____
            Жить никому не легче.
            Кто-то помогает детям больным на голову, кто-то кормит бездомных, у кого-то приют для животных.
            Это все мои знакомые. Как то справляются, в свободное от работы время.
            Некоторые вообще на дому зарабатывают.

            Не надо ставить себя в зависимость от иерарха. Любого. Хоть церковного, хоть нет.
            Это не денежный вопрос.
            Ведь если он святой человек, то подобных проблем с ним не возникнет.
            А если он не святой, а у тебя амбиция быть для него во всех отношениях приятным (потому что приходится в рот заглядывать) — можно легко и незаметно предать свое служение.

            Меня сегодня больше всего пугает не наказание рублем в рпц, а когда запрещают говорить.
            Из того что мне попадалось, менее умные, пытались заткнуть более умных.
            Вот это действительно печальньный признак.
            А я большей частью на свежем воздухе гуляю и битвы бульдогов под ковром не высматриваю.

            Раз до меня что-то доходит, значит все плохо.

  3. Певец Караоке говорит:

    —- А у нас в России, по моему мнению, епархия должна платить зарплату священнику или как-то помогать бедным приходам. —-

    mig/, а «епархия» — это такая святая, или марка денежного станка?
    Как-то хочется локализовать донора.

    У меня есть братья. Разной степени родства.
    Одному (названному) недавно разбили машину, он спокойно приехал и взял ключи от моей. Я хожу пешком, у водителя отпуск. Потому что брату надо возить своего сына (и моего крестного) в детский сад. И много других важных дел, требующих хотя бы безопасности.
    Другой брат делал тоже самое (да и намного больше) уже лично для меня.
    Это мелочи, бытовуха не заслуживающая внимания.
    Не то что, груди там, под пули поставить.

    Но в связи с этим у меня возникает вопрос. Священники друг-другу кто?
    Разве можно всерьез не понимать, что когда у одного банкеты и кортежи — у другого обязательно ребенок мечтает о обычной шоколадке.
    Я стараюсь не употреблять громких слов, поэтому церковный словарь (очень сильный) использую редко.
    Но я часто слышу как священники и монахи называют друг-друга братьями. А тетьки сестрами.
    Это сегодня что-то типа «френдов» вконтакте?

    • Певец Караоке говорит:

      Крисс тот же вопрос по поводу денег:

      —— Ты спросишь в чем причина? Элементарно — обычное дело. Банальный конфликт с иерархом. Перекрыли доступ к кормушке, не платят зарплату — протягивай ножки. ——-

      Знаешь, дисбаты, тюрьмы, и прочие места полные доброты и светских развлечений, не очень часто имеют коренными обитателями верующих людей. Если только дело не в принципе.

      И даже там, могут выручить и помочь. Не сдать, что-то посоветовать, прикрыть. На свой страх и риск.
      От конфликта никто не застрахован. Особенно с начальником.
      Интересно почему о горизонтальных отношениях и «кадетской взаимовыручке» так мало слышно. Или что кто-то заступился.
      Ведь не может быть начальник прав всегда. Напрашиваются плохие мысли.

      Чистить надо было еще с семинарий. Давить стукачей, а не поощрять.

      • Крисс говорит:

        Так в семинарии как раз и прививаются эти отношения: угоди вышнему, подсиди ближнего, унизь низжего.
        Я уж не говорю о прочих эээ совсем неполиткорректных свидетельств очевидцев… когда экзамен через постель и тп

        Так что ты на больную мозоль наступил.

  4. Maximus говорит:

    Насколько могу вспомнить, это вообще канонически запрещено — священнику заниматься заработком на стороне. Это к вопросу о соответствии нашего права и нынешних реалий.

    • Крисс говорит:

      Ссылку?

      и если уж речь зашла — твое собственное а не «каноническое» мнение о голодных детях священника, который не угодил епископу?

      • Maximus говорит:

        Я мало знаком с этим вопросом. Надо специально изучать и смотреть. Сейчас вот это попалось:
        «Многие занятия и профессии несовместимы со священнослужением. Согласно канонам, клирикам запрещаются исполнение общественных и государственных должностей и военная служба (Апост. 6, 81; Двукр. 11). Как гласит 6-е Апостольское правило, «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина». Канонический запрет распространяется на исполнение клириками текущих административных обязанностей. История свидетельствует о том, что Церковью не возбранялось участие клириков в коллегиальных органах государственной власти.
        Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством.» (В.А. Цыпин. Церковное право).
        Если говорить о конкретной ситуации, то здесь согласен с ПК: надо исходить из того положения, которое сложилось сейчас. Прихожане же есть у него, могут помочь. Кто-то деньгами скинулся, кто-то дров напилил, кто-то картошки привез, и все полегче.
        Относительно положения наших священников в целом, то конечно, этот наш епархиальный феодализм пора давно изживать. Даже военнослужащие могут уволиться из армии, а из сана не уволишься. Значит тем более права священнкиов должны быть защищены. Но это дело не быстрое, должно измениться само сознание, причем не столько даже у духовенства, сколько у мирян. Должна появиться готовность самим строить свою жизнь, жить свободно и ответственно. Тогда и судьба своего приходского священника будет восприниматься как «наше дело», а не «решение начальства, которое нас не касается». А сейчас сознание во многом далеко от этого. Вот хотя бы: http://www.pravoslavie.ru/put/64765.htm
        Из комментов можно хрестоматию по религиозной психологии составить…
        Так что все не просто.

        • Виктория говорит:

          По-моему, это самый лучший вывод — мы должны помогать священнику, чтобы ему не заботиться о хлебе насущном, а думать о том, как нам помочь в деле нашего спасения, чтобы во время Литургии ему не приходилось думать о деньгах, и где их взять, пусть он будет уверен в своем приходе, и в том, что вместе мы сила, что мы своих не бросаем.

          • Крисс говорит:

            Миф об «общинности»…
            Такой любимый, такой… недоступный.

            Когда община будет как семья, между членами которой не стоит копилка (лексусы, банкеты, скандалы нужное подчеркнуть)

          • Певец Караоке говорит:

            —- По-моему, это самый лучший вывод — мы должны помогать священнику, —-

            Священнику, сельскому учителю, доктору и многим другим. Хотя бы знакомым.
            Это не ирония.

            Вопрос в том, что «мы» не очень надежный элемент. Ну за себя могу сказать точно.
            Сегодня есть чем помочь, завтра нет, не просчитаешь. Должна быть какая-то база стабильная. Особенно это касается заштатных священников, получивших инвалидность и т.д., которые не могут совершать даже требы.

            Но со священниками действительно трудно, в такой богатой, но непростой стране как наша. Труднее чем с другими.

          • Крисс говорит:

            Если бы епархия подписывала со своими священниками трудовой договор, то священник не был бы уж настолько бесправным крепостным. Были бы соц.гарантии — отпуск, пенсия, бюллетень.
            Но епархия не желает платить налоги и социальные отчисления.
            Ибо нефиг.

            пс. там мое сообщение застряло на премодерации

        • Крисс говорит:

          Максим, давай не будем вспоминать апостольские правила. Потому что тут как удобно — какие нужно мы берем и ставим во главу угла, а какие-то откладываем (как было про женатых епископов).
          Времена меняются, проблемы появляются новые, ответов на них в древних рукописях не найти.
          Нужно свежее, современное решение.

          Проблему кстати очень четко обозначил убиенный отец Павел Адельгейм.
          Достаточно пройтись по его дневнику.
          http://adelgeim.livejournal.com/123200.html
          http://adelgeim.livejournal.com/123957.html

          Кстати, крайне рекомендую его цикл записей «Преступный суд».

          • Maximus говорит:

            Так дело-то в том, что эти правила никто не отменял. И поэтому, действительно, в любом удобном случае можно обратиться к ним и что-то найти. Это тоже очень больша проблема: нашацерковно- юридическая система не соответствует реалиям нашей жизни.
            Это же надо в порядок приводить когда-то.
            Какие-то каноны и правила надо, видимо, отменять и обвявить недействительными, какие-то новые принять, а какие-то подтвердить и привести практику в соответствии с ними.
            Католики, к примеру, так и делают — регулярно обновляют свое церковное право. У нас это сделать сложнее, конечно, но делать-то что-то надо.
            А вот, кстати. еще к вопросу о запрещениях священников: http://www.pravoslavie.ru/news/65151.htm
            Вот сейчас его можно было запретить сразу же. А при другой системе еще неизвестно. Баланс все-таки необходим.

  5. mig говорит:

    Спасибо, что откликнулись на такую важную тему. Итак, кто помогает священнику? Конечно, ему помогает Бог, который, заботится не только о людях, но о птицах небесных. Ему помогают добрые люди. Ну принесет какая-нибудь бабушка молока, или что-то на канун. Но все-таки, как-то это должно быть упорядочено, а не так, что сегодня пусто, а завтра густо, или наоборот. Наверное, должен быть крепкий приход, дружный, где братья и сестры, а не «френды» в «Контакте» оказывают помощь и батюшке, и другим нуждающимся в своем приходе. У нас, к сожалению, люди разобщены. Службу отстояли, и бегом домой. Ну где-то может быть и есть приходы, как одна большая дружная семья.

    • Певец Караоке говорит:

      —— Наверное, должен быть крепкий приход, дружный, где братья и сестры, а не «френды» в «Контакте» оказывают помощь и батюшке, и другим нуждающимся в своем приходе. У нас, к сожалению, люди разобщены. —-

      Действительно. Есть два отличных выражения в русском языке. Это «должно быть», и «если».
      Прям как слышу, на сердце теплеет.
      Но тут дело не только в людях, я думаю.

      —— Но все-таки, Певец Караоке, мне непонятно, почему епархия, или епархиальное управление не может помогать бедным приходам? ——

      Ну вот поэтому например:

      http://blogs.pravostok.ru/slovo/2013/10/11/chtoby-provesti-remont-spaso-preobrazhenskogo-sobora-v-xabarovske-po-ocenki-specialistov-neobxodimo-bolee-50-mln-rublej/

      Разделите. 5 миллионов в год только на ремонт. Не капитальный.
      Много сельским священникам останется?
      А отчисления наверх? Как формируется церковны

      • Певец Караоке говорит:

        й бюджет? Вот мне бы кто рассказал подробно.
        Я думаю что обязательные отчисления, с возвратом кусочка того что собрал твой же приход — это вообще отсутсвие политики как таковой. Тут даже не о чем рассуджать «хорошо или плохо».
        Кто-то может не согласиться конешн. Кто я чтобы спорить?

  6. mig говорит:

    Да, епархия, это не святая, и не печатный станок. Но мы сами можем как-то поучаствовать в жизни прихода. Я видела в храмах на юге России ящик для пожертвований, где написано :»Для нуждающихся священников, и для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию». Но все-таки, Певец Караоке, мне непонятно, почему епархия, или епархиальное управление не может помогать бедным приходам? Если узнать нужды людей и помочь собрать детей в школу, или одеть к зиме, я имею в виду семьи священников. Может, я что-то не понимаю, но я видела семьи, нуждающиеся не только в том, чтобы отдали одежду б/у, а которым нужны были деньги.

  7. Певец Караоке говорит:

    —- Если бы епархия подписывала со своими священниками трудовой договор, то священник не был бы уж настолько бесправным крепостным. Были бы соц.гарантии — отпуск, пенсия, бюллетень. ——

    Пенсия дело верное. Остальное все равно бы было по минимуму на бумаге. Как у многих ИП. По факту 40, по бумаге 10-12.
    Произодства ж нет, есть пожертвования. Ну лежат у тебя 50 договоров. Ты по ним должон 500 штор.
    Тут один из хороших благодетелей обратился в ислам, а по договорам судятся.
    И че делать?

  8. admin говорит:

    Уважаемые участники дискуссии, просьба корректно выражать свою позицию, конкретизировать. Где, в какой епархии священнослужители не имеют соцгарантий? В какой семинарии творятся описываемые вами безобразия? В Хабаровской епархии священнослужители трудятся официально, о чем есть записи в трудовой книжке и соответствущий указ настоятеля. Священнослужители ездят в отпуска и получают отпускные. Епархия и приходы отчисляют соцналог за священнослужителей и работников храма. Священники платят подоходный налог — 13%, как и все! За последние два года несколько священников подали прошения об увольнении на покой.
    Что касается помощи бедным приходам, то здесь мне сейчас трудно судить о положении во всей епархии. Но новооткрываемые приходы и общины, которые не в состоянии содержать клириков, приписываются к крупным приходам. Так к Спасо-Преображенскому кафедральному собору приписаны две новообразованные общины в отдаленных селах. Священнослужители регулярно посещают данные поселки — содержание и стоимость дороги оплачивает собор. В клире кафедрального собора (а значит и получает зарплату) находится иеромонах Викентий (Романюк), который уже второй год служит на приходах Охотского района, строит там храмы. Также в клире собора (получает жалование) находится иерей Андрей Конев, который одновременно является настоятелем домового храма ап. Андрея Первозванного в пос. им.Горького в Хабаровске. Вот лишь пример кафедрального храма, который материально поддерживает двух настоятелей «бедных» приходов и окормляет еще две общины.
    Что касается светской работы, то знаю двух сельских священников (в Камчатской и Хабаровской епархиях), которые официально (с благословения правящих архиереев)трудятся в школах на должностях преподавателей. Конечно, это не от хорошей жизни, а в связи с необходимостью содержать большие семьи священнослужителей. В обоих случаях священнослужители самостоятельно изъявили желание поехать именно в данные населенные пункты.
    В Церкви присутствуют негативные явления, но читая дискуссию, складывается впечатление о повсеместности подобного. Не следует обобщать и вводить в заблуждение читателей.

    • Крисс говорит:

      По поводу конфликта Устава РПЦ и Трудового кодекса РФ я приложила ссылки, но они застряли на премодерации.

      По поводу семинарий, пост раз http://leprosorium.livejournal.com/2423.html

    • Maximus говорит:

      Вы полагаете, надо все-таки озвучить, к примеру, конкретные семинарии, о которых есть сведения, что там не все в порядке? Так это уже делалось неоднократно, и широко обсуждалось. Но можно, конечно, и еще раз их назвать. Это, например, Тобольская семинария, из которой поступали сведения о самоубийствах студентов. Это Одесская семинария, из которой было написано письмо о безобразных условиях жизни семинаристов… Никаких официальных расследований по этим фактам проведено не было, насколько мне известно. Поэтому невозможно определенно утверждать, что и в какой степени из них подтверждается. Но именно то, что расследований не было, уже само по себе говорит о неприемлемости существующих у нас сейчас порядков.
      Сейчас ситуация у нас в епархиях такова, что все полностью зависит от правящего архиерея. Если архиерей — действительно Пастырь Добрый (как, например, у вас), следит за этими вопросами, занимается и вникает, то и дела обстоят благополучно. Но так же бывает не всегда. Если же архиерею более интересно чем-то другим заниматься, то здесь все начинает, по-видимому, идти самотеком, и приходит к печальным последствиям…
      Вот такие дела.
      А вот еще здесь весьма рекомендую внимательно посмотреть: http://deacon.ru/community/
      Крайне интересный ресурс. Для себя, по крайней мере, много нового узнаю.

      • admin говорит:

        Какое отношение Одесская или Тобольская семинария имеет к теме данного блога или к нашей епархии? Просьба следить за корректностью дискуссии и не допускать осуждения священноначалия и клириков в любой форме, а так же размещение ссылок на антиправославные ресурсы в интернете.

        • Крисс говорит:

          это вы дневник о.Павла Адельгейма обозвали антиправославным?)))

          можете не продолжать, с политикой администрирования блогов мне было ясно еще когда начались проблемы с доступом к комментированию.

  9. Певец Караоке говорит:

    Уважаемый admin.
    Не хамил, не колотился, не клеветал. Прочитайте щито пишу, подумайте и ответьте.

    Один вопрос к Вам, насчет конкретизирования. Я в Вашей епархии не был пристально. В других был. Пишу че знаю.
    Поэтому конкретизировать нужно автору, скорее.

    Ежели «имеют соцгарантий», «плотют налог» и прочие прочие плюшки, то к чему сам пост выше, именуемый «сельские священники» и составленный чуть более чем полностью из нытья и отчаяния о тяжких подвигах сирот казанских?

    И подрясник у него вечно рваный, и унитаз кроме как на улице ставить негде и 2 часа он на работу ездит (как я в лучшие годы жизни) и бензин самогоном разбавляет и прочее прочее.
    Хотя у меня достаточно знакомых не очень богатых пенсионеров, которые как то решают эти проблемы. А у них то гарантий и отпускных нет..
    Я то думал все хуже чем у других, автор т одно писал, вы другое.

    Так что, действительно, незачем вводить в заблуждение читателей.

    p.s.
    Единственная ссылка которую я дал, была на блог редактора, Натальи Гараевой.
    В том что он антиправославный я согласен лишь частично. Но ради мира с радостю позволяю ее удалить.
    Спасибо.

    p.p.s.
    Кто поселит зло в сердце своем, тот лох.

  10. Певец Караоке говорит:

    —— В Церкви присутствуют негативные явления, но читая дискуссию, складывается впечатление о повсеместности подобного. ——

    Да нету такого повсеместно. Ни подобного хорошего, ни подобного плохого.
    Везде разные результаты, в виду различных причин.

    Вот мне это и интересно.
    Раз Вы так осведомлены, можете привести регламент?
    Вот как я сейчас сидя дома, расчитаю среднюю зарплату и пенсию, батюшки N в епархии G?

    Есть документы конкретные, где все расписано? или только рекомендации?
    Я перед тем как спросить, вот сейчас честно загуглил.
    Проще у цру частную инфу чиновников выпросить, чем у РПЦ МП достоверную и прозрачную бухгалтерию. ИМХО, конечно, может мне не повезло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *