Должен был служить на Усекновение главы Иоанна Предтечи в субботу. Соответственно, накануне, собрался готовить проповедь . Открыл Иоанна Златоуста, а он в своей проповеди на этот день собрал все известные ветхозаветные случаи нечестивого поведения жён, чтобы обличить поступок жены царя Ирода и её дочери . Собрался было использовать данные примеры в своей проповеди, да только посмотрел я на свою матушку, у которой лишь три дня, как прекратился токсикоз, традиционно встречающийся у женщин в первые месяцы беременности , и так стало мне жалко всех женщин за их страдания при вынашивании и родах, что решил в своей проповеди не обличать ни ветхозаветных ни современных жён. Но так как в любом Евангельском сюжете, приготовленном Церковью для чтения за богослужением, есть назидательный пример, то я решил поговорить о других не менее важных вопросах нашего бытия. О чём же? Памятуя о событии, которое мы отмечали в этот богослужебный день, я решил поговорить об обличении святым Иоанном царя Ирода и о том, к чему призваны мы — православные христиане. Должны ли мы нелицемерно обличать неправду? Конечно же, лицемерие и угодничество — не украшают христианина, но и для того чтобы сказать правду в лицо своего начальника, не достаточно просто мужества и решительности. У Спасителя есть такая заповедь: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ( Мф 7:1,2). Мы, подобно Иоанну Крестителю, сами должны оставить те прегрешения, в которых мы пытаемся обвинить другого человека… Но чаще всего, речь даже не идёт об обличении (лицом к лицу), и мы занимаемся банальным осуждением! Ведь это проще и безопасней! А когда нам указывают на это, мы обижаемся : «Ведь мы, обличаем!?». Тысячелетний опыт святых отцов-аскетов говорит нам: «Внимай себе!» А мы, недоуменно воспринимаем эти свидетельства, чуть ли не как — «Сам дурак!»
«Каким судом судите…» — сказал Господь! Не боимся ли мы оказаться на месте «подсудимого»? Диавол подталкивает нас в нашем желании «обличить», а потом мы и не замечаем как сами совершаем те же ошибки, что и «объект нашего обличения».
Сначала очистись сам, чтобы увидеть, как можно помочь (не обличить) ближнему своему! Перед нами пример — Иоанн Креститель.
Когда закончил говорить проповедь, поймал себя на мысли, что под «обличителями» в уме представлял себе прежде всего женщин, «перемывающих косточки» своим соседкам, да сотрудницам… »
Наверное Иоанн Златоуст повлиял!? 🙂