Сегодня на Всенощной читалось:
В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба.
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его… (Лк 24,1-10)
Удивительно, не правда ли? Ученики три с половиной года путешествовали со Спасителем, видели все Его чудеса и слышали обещания о скорой Его смерти и воскресении, но были удивлены отсутствием тела Христова в пещере. Ангелы напоминают им о словах Господа, и лишь тогда память возвращается к ним…
В это воскресенье мы празднуем память любимых моих святых — страстотерпцев князей Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви, канонизированных по благословению Константинопольской матери-церкви. 24 года, как Русь крещена, и вот пред нами первые плоды — пример живой веры братьев, с детства воспитанных в евангельском духе. Святые претерпевают страдания до конца, уподобляясь Христу, так и не обнажив меч против своих убийц.
Если сравнить страстотерпцев с мучениками за Христа, то выглядит этот чин святости странно, ведь никто не заставлял их отрекаться от веры, да и никто бы их не осудил, если бы они смогли защититься от наёмных убийц. Уподобиться Христу — безвинно пострадать, вот результат их веры. Как-то на одной из «Богословских бесед по пятницам» мы подняли тему — жертвенности, и рассматривали случаи, когда совесть человека не позволяет пройти мимо безобразий творящихся на улице, и в ответ на сделанное замечание, на попытку заступиться – такой человек принимают удар на себя, и порой сам становится жертвой. Так вот один из участников встречи, тогда заявил, что всегда необходимо взвешивать свои возможности, и если видишь, что не справишься — отступи, пройди мимо — «ведь это так не рационально — и жертву не спасёшь и сам пострадаешь!»
Если бы человек совершающий подвиг, всегда бы проводил расчёт о рациональности своего поступка, то Всемирная история человечества заметно бы поредела от случаев мужества, героизма и самопожертвования. Подвиг, зачастую иррационален, а подвиг верующего человека, движимого любовью к Богу и ближнему, иррационален вдвойне — свв. Борис и Глеб, тому подтверждение.
Но вера и подвиг христианина — не бессмыслица, просто она обретает смысл в иных категориях – Евангельских, Небесных.
Борис и Глеб, ведь они не видели Спасителя воочию, подобно апостолам, но им не нужно было напоминать, что Христос своею смертью победил смерть, они в это верили. Они знали где искать Господа — не среди «умерших» во грехе, а среди оживших, там на Небе!
1 комментарий на «Верую, ибо абсурдно! (Тертуллиан)»